Пушкин в виртуальных сетях
Казалось бы, «Пушкин — наше все», и знаем мы о нем со школьной скамьи гораздо больше, чем о ком-либо другом из поэтов. Но, к сожалению, это иллюзия.
Как там в «Заповеднике» Довлатова? Герой водил экскурсии по Михайловскому и однажды, неожиданно для себя, проявил стереотипное мышление — рассказывая о няне Пушкина, прочел отрывок из есенинского «Письма к матери».
«Я обмер. Сейчас кто-нибудь выкрикнет: «Безумец и невежда! Это же Есенин — «Письмо к матери»»… Я продолжал декламировать.
Где-то в конце угрожающе сиял финский нож… В сантиметре от этого грозно поблескивающего лезвия мне удалось затормозить. В наступившей тишине я ждал бури. Все молчали.
Лица были взволнованны и строги. Лишь один пожилой турист со значением выговорил:
— Да, были люди…»
Конечно, ошибиться может каждый, но далеко не каждый может, как герой Довлатова, понять, что допустил ошибку, потому что «интонация Пушкина лирике Сергея Есенина». Порой даже от всем известных авторов остаются одни фамилии, а произведения существуют в каких-то фантастических рамках, что со всей очевидностью показал опрос в Живом журнале. Вот и выясняется, что о Пушкине и его творчестве мы ничего не знаем — зато умеем отличить его изображение от портретов других авторов.
И этому нас учит не только школа — внешний облик Александра Сергеевича регулярно пытаются увековечить, а затем обсудить.
В Интернете можно найти ряд статей, посвященных изображениям Пушкина в керамике (
Пушкин в виртуальных сетях