Путь спасения души в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Еще совсем недавно имя Николая Семеновича Лескова в школьном курсе литературы было представлено только одним произведением — сказом «Левша». Безусловно, ироничный характер повествования, языковая стилизация, лубочность героев, яркость характеров определили особое место писателя среди классиков русской литературы и закрепили за ним талант создавать «национальные русские характеры». Многих такая формулировка смущала, однако подобный «ярлык» был весьма удобен для того, чтобы, поговорив с восьмиклассниками о тульском умельце, прийти к выводу: Н. Лесков самобытен, но его творчество не было связано с ростом либерально-демократического движения, а значит, разговор о его произведениях в старших классах можно не начинать. Однако проблема обновления литературного образования заставила по-иному посмотреть на литературный процесс XIX века, определить новые подходы к изучению русской классики.
Это позволило изменить сквозные линии в преподавании литературы, поставив в центре внимания нравственно-этический аспект произведения, эволюцию философских воззрений писателя, его отношение к основам христианской модели жизни. Исходя из этого, понять русский литературный процесс XIX века без творчества «прозеванного гения» невозможно. Поэтому и появились в программе 10-го класса произведения Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и «Очарованный странник». По своей философско-этической сути эти произведения явно противоположны.
В одном показан «путь в грешники», в другом — «путь спасения души». Однако вышеуказанный стереотип в подходе к творчеству Н. Лескова уравнивает эти произведения формулировкой: «национальный русский характер». Таким образом, и Катерина Измайлова, и Иван Флягин не кто иные, как носители истинно русского в одинаковой степени.
Согласиться с этим — значит игнорировать сам замысел произведений, авторскую точку зрения, полностью раскрывшуюся в идее создать книгу «Праведники».
Все это определяет необходимость подробно рассмотреть героев произведений Лескова с позиций православного мироощущения автора.
Повесть «Очарованный странник» создается Н. Лесковым приблизительно в 1872 году. Известно, что до того автор посещал Валаам, и впечатления от этого нашли отражение в замысле писателя. Герой повести никак не «вписывается» в систему положительных героев русской литературы.
Вечная тема «превратности судьбы» в этом произведении разрешается также не традиционно. Очевидная странность героя усиливается авторским отношением к герою, в мирской жизни которого «ведь много что происходило… и в плену был, и воевал, и увечили так, что, может быть, не всякий бы вынес». Лучше всего оценку своей жизни выразил сам Иван Флягин словами: «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть».
В них два момента, на которых невозможно не остановиться.
Все реальные события жизни Ивана Флягина действительно вели героя к гибели, но не в том смысле, что он рисковал собой. Речь идет о высшем смысле жизненного предназначения. Исходя из этого, становится понятным, почему не мог погибнуть. Иван Флягин — «обещанный Богу сын», а значит, главное его предназначение в ином.
Если проанализировать события жизни героя с этой позиции, то вырисовывается очевидная закономерность. Обращаешь внимание на оценку героем своих поступков.
Путь спасения души в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»