«Путешествия Гулливера», художественный анализ романа Джонатана Свифта
«Путешествия в некоторые удаленные страны мира в четырех частях: сочинение Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей» — полное название сатирического романа, задуманного Джонатоном Свифтом в 1720-м и выпущенного в 1725-26-х годах.
Художественный Образ главного героя — английского хирурга и моряка Лэмюэля Гулливера берет свое начало из английской прозы XVII века, тяготеющей к повествованиям путешественников, совершенных в эпоху великих географических открытий. Автор «Путешествий» надеялся, что издание романа поможет молодым дворянам искоренить общественные пороки, но после публикации книги пришел к выводу, что человечество невозможно исправить. С этой мысли, высказанной в «Письме капитана Гулливера к своему родственнику Ричарду Симпсону», открывается роман, целиком и полностью направленный на обнажение личных и социальных проблем современного автору европейского общества.
Первая страна, в которую Гулливер попадает после страшной бури, разбившей в щепки корабль, носит название Лилипутии. По мнению английского литературоведа Генри Морли, слово «lilliput» было образовано Свифтом на основе двух корней: «lilli» + «put» . Лилипуты рисуются автором как народ, ничем неотличимый от европейцев: во главе их стоит император, общественный строй представляет собой сочетание аристократии, буржуазии и крестьян, государство тщательно следит как за внутренней, так и внешней политикой.
Появление Гулливера в Лилипутии становится неожиданностью для ее жителей, но, убедившись в добрых намерениях великана, его начинают использовать на благо империи — в качестве главного оружия против соседнего государства-острова Блефуску. Вражда между соседними странами объясняется Гулливеру разным подходом к разбиванию яйца: с острого или тупого конца . Внутри Лилипутии также царят свои распри между партиями Тремексенов и Слемексенов — высококаблучников и низкокаблучников .
В основе Образа императора Лилипутии лежит реальный исторический персонаж — король Англии Георг I. Сама Лилипутия — это тоже Англия, в которой царствуют английские государственные агенты и Тайный комитет, ведущий слежку за деятельностью якобитов.
Страна великанов — Бробдингнег, где Гулливер сам выступает в роли лилипута, открывается главному герою также случайно, как и Лилипутия: на неизвестный континент он высаживается вместе с другими матросами в поисках пресной воды. Принятый за небольшого зверька человек со временем становится главной потехой королевства и попадает во дворец, где проводит время в развлечении королевы и беседах с королем. Последний со вниманием слушает рассказы Гулливера о судебной, финансовой и армейской системе Англии, резко отличающейся от всего, во что верят в Бробдингнеге. Король великанов с трудом может взять в толк, как у такого крохотного народца может быть столько апломба для того, чтобы составлять мудреные несправедливые законы и вести кровопролитные войны.
Предложение Гулливера поделиться с ним тайной пороха король в ужасе отвергает: для повелителя простых земледельцев, чей труд ценится больше, чем труд целого императорского величества, столь грозное оружие ни к чему.
Великаны рисуются Гулливером как простые и приземленные люди, отличающиеся прямой логикой мышления, в основе которой лежат немногочисленные знания о морали, истории, поэзии и математики, причем последняя используется исключительно в прикладном значении. Абстрактные идеи — не для Бробдингнега, точно так же, как и законы, чья словесная длина не выходит за рамки количеств букв местного алфавита. Комментарии к законам у великанов мало того, что отсутствуют, так еще и считаются большим преступлением.
Гражданского и уголовного судопроизводства в Бробдингнеге нет.
Пребывание Гулливера в стране великанов позволяет автору показать человеческое тело с неожиданной стороны: крохотный герой словно под лупой рассматривает ужасную женскую грудь, толстые волоски на коже, огромные поры и кошмарные пигментные пятна. Сосок, на который сажают Гулливера придворные дамы, кажется ему отвратительным. Герой понимает, насколько все в мире условно, ведь при ближайшем рассмотрение женщина будет совсем не такой прелестной, как кажется на первый взгляд.
Третье путешествие Гулливера открывает читателю три вечные проблемы человечества:
Соотношение науки и жизни, где наука парит в недосягаемой для простых смертных высоте , а жизнь медленно идет своим чередом, все больше и больше погружаясь в невежество и нищету. Вырождение человечества, которое герой прослеживает на острове Глобдобдриб, чьи жители — волшебники, вызывают для него мертвых исторических личностей и обычных европейцев. Бесполезность бессмертия, которое рисуется автором как жалкая старость, лишенная и физических, и умственных сил. В то время как Гулливер полагает, что за вечной жизнью сохраняется возможность постоянного развития и накопления знаний, жители Лаггнегга точно знают, что после восьмидесяти лет природа берет свое.
Местные струльдбурги — бессмертные — самые несчастные люди на земле, так как им недоступна ни юность, ни смерть.
Апофеозом критики человечества в «Путешествиях Гулливера» становится четвертая часть, в которой главный герой попадает в страну разумных лошадей — гуигнгнмов. Местное государство отличается еще большей простотой устройства, чем Бробдингнег. Главное черта гуигнгнмов — это неумение лгать. Язык лошадей не такой богатый, как английский, но его хватает для обмена простыми мыслями, выражающими суть происходящего. В стране лошадей Гулливер становится самым отвратительным персонажем — разумным вариантом местных еху, похожих частично на обезьян, частично на выродившихся людей.
В еху герой видит те же пороки, что и в европейцах, только проявляются они в более приземленном виде. Последнее настолько отвращает Гулливера от человечества, что по возвращении в Англию он долгие годы учится находиться в обществе своей жены и детей.
«Путешествия Гулливера», художественный анализ романа Джонатана Свифта