«Пути-дороги» Михалкова или как рождаются стихи?
Не обозначено, сколько лет лирическому герою стихотворения «Пути-дороги». Но кто же, кроме мальчика десяти — двенадцати лет, способен так самозабвенно рассказывать о разных дорогах: тропиночках, горных и воздушных путях, шоссе?
Устанешь — место выберешь, Присядешь отдохнуть, Глядишь — дорогой дальнею И катит кто-нибудь. Привстанешь, чтоб увидели, Попросишь подвезти… И кто же еще может так по-детски бояться обид? / Эх, только б не обидели И взяли по пути!..
Как рождаются стихи? Что вначале — фантазия, улыбка, удивление? На этот вопрос Сергей Михалков неизменно отвечает, что все его стихи из жизни. И даже совершенно невероятные происшествия, о которых пишет поэт, он подсматривает в жизни. Только глаз художника различает то, что не каждому видно.
Аэродром. Холодный-день. Ветер треплет на ручках чемоданов привязанные к ним бирки с надписью «Аэрофлот».
Они похожи на бабочек и, кажется, вот-вот улетят вслед за стаей взъерошенных аэродромных воробьев.
Обычный день. Обычный рейс. Спешка. Суета.
Регистрация багажа. Большие пассажирские самолеты ждут пассажиров. А через несколько дней было написано веселое стихотворение об этом дне.
Называлось оно «О чем не знает Аэрофлот». Герой этого стихотворения «отравлен» страстью к путешествиям. Эта страсть заставила его без виз и без билета облететь на самолете весь свет. Поэт не без торжественности сообщает, что его герой познал счастье в моторном рокоте и громе. Но познал счастье — воробей.
Всего-навсего воробей — «пернатый маленький плебей».
Столь непривычное соединение образов придает стихотворению особый колорит. Рокот моторов. Гром.
И во всей этой симфонии XX века — воробей со своим «живым весом».
В пути его живого веса Не ощущает экипаж…
История с воробьем — маленький секрет, о котором не знает Аэрофлот, но, «как ни странно, знаю я»,- шутит поэт. Стихотворение это — шутка, полная свежести и типично михалковского искрящегося юмора. Дар поэта в том, что и к обыденному он относится по-своему, находя во всем интересные и забавные штрихи.
Так появилось стихотворение «Грипп».
Не румяный гриб в лесу, А поганый грипп в носу!
Эти строчки во время чтения в детской аудитории всегда сопровождаются взрывом смеха.
А дальше? Дальше началась фантазия. Поэт перевоплотился в своего героя, мальчика, с которым и происходят дальнейшие события.
Из взятых из жизни фактов остались только грипп и сидение дома. А лирический герой оказался уже совсем в иной обстановке. Его интересы и настроения самые что ни на есть ребяческие:
Хочешь, я тебе, Антошка, Нос засыплю порошком?
Нравится детям стихотворение. Самым серьезным тоном повествуется в нем о происшествиях со щенком, убежавшим из дома. Рассказ ведется очень подробно, вплоть до того, что, искусанный пчелами, пес лежит пластом и «виляет еле-еле забинтованным хвостом». Этот же прием комического, заключающийся в противоречии между содержанием и формой изложения, применяется и в стихотворении «Если», в котором автор переводит читателя от стихотворения-игры, связанного еще с жестом, движением , к шуткам более отвлеченного характера, требующим фантазии.
Читая книги Михалкова детской аудитории, убеждаешься, какое очарование кроется для ребят в его «складных, смешных» стихах. Интонация их близка к детской речи.
«Пути-дороги» Михалкова или как рождаются стихи?