Пути исканий смысла жизни главными героями романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Девятнадцатый век невероятно богат для истории русской литературы гениальными писателями и поэтами. Но, безусловно, этот век выделяется еще и тем, что именно тогда творил свои бессмертные произведения великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Не будет большой оригинальностью с моей стороны сказать, что это мой любимый писатель. Ведь его романы, рассказы и повести поразили и взрастили не одно поколение людей.
Сильное впечатление во мне оставил роман-эпопея «Война и мир». Очень интересно то, что Толстой невероятно тонко и верно показал страдания, духовные метания и нравственные поиски своих любимых героев. Тем самым он подчеркнул, что мыслящий человек не должен стоять на месте, оставаться в нравственном спокойствии.
Настоящей личности необходимы ссадины и ошибки, чтобы, наконец, найти свой жизненный путь. Особенно ярко эту идею Толстой раскрыл в образе князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Князь Андрей и Пьер проходят через тяжелые испытания, заблуждения, тоскуют, страдают, прежде чем находят ответ на вопрос: что делать?
Чему посвятить жизнь? «Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим…», — эти слова Пьера, сказанные об Андрее Болконском, относятся к ним обоим. Впервые Толстой знакомит читателя с Андреем Болконским, когда он собирается на войну. Пьеру он объясняет свое решение желанием вырваться из сферы надоевшей ему светской и семейной жизни. Но затем Толстой раскрывает тайные причины стремления героя на войну, скрытые глубоко внутри.
Князь Андрей мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг. Сам герой говорит об этом: «Ведь что же слава? Та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы».
Эти мечты особенно волнуют Болконского перед Аустерлицким сражением, и это не случайно. Ведь именно после этого сражения в душе героя начнут происходить серьезные изменения. Вот только что князь бежал куда-то, сражался… И вдруг его ранят. Он падает и видит над собой огромное небо: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал…
Не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».
Так по-новому открылась для князя Андрея жизнь. Он понял суетность своих честолюбивых мечтаний, понял, что в жизни есть нечто гораздо более значительное и вечное, чем война и слава Наполеона. Это естественная жизнь природы и человека. После крушения прежних идеалов в жизни князя Андрея происходит еще несколько душевных потрясений — это рождение сына и смерть жены.
Пережив горе и раскаяние, Болконский приходит к выводу, что жить для себя и для своих близких — то единственное, что ему остается. Но деятельная и кипучая натура Андрея не могла довольствоваться только семейным кругом. Князь пытается сделать преобразования в деревне, облегчить труд крестьян. Встреча с Наташей Ростовой еще больше меняет Андрея.
Он очарован и влюблен, ему кажется, что в любви он нашел подлинное счастье. Поэтому в дальнейшем князь сильно переживает разрыв с Наташей. И вот Болконский вновь отправляется на войну.
Но это уже совсем другой человек, простой и близкий к народу. Мечты о личной славе не волнуют его. Князь Андрей умирает, не поправившись после ранения, но он умирает обновленным, переродившимся. По иным жизненным дорогам шел Пьер Безухов, иные испытания он перенес, но им тоже всегда руководило желание «быть вполне хорошим». Впервые Толстой знакомит читателей со своим героем в салоне Анны Павловны Шерер.
Впервые показавшись в этом обществе, Безухов очень смело защищал идеи французской революции, восхищался Наполеоном. Князю Андрея, своему другу, Пьер говорил, что пошел бы на войну, если бы это была война за свободу. «… Он всею душою желал произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона», — говорит Толстой об устремлениях молодого Безухова.
Но, не найдя еще истинной цели, Пьер мечется, совершает ошибки, свои огромные силы тратит на разгул в компании Долохова и Курагина. Женитьба на Элен принесла Пьеру несчастье. Вскоре он понимает весь ужас того, что связал свою жизнь с низкой женщиной. Человеческая подлость угнетает его, вызывает порой вспышки безудержного гнева. Поиски правды и смысла жизни приводят Пьера в масонскую ложу.
Безухову кажется, что в масонстве он нашел воплощение своих идеалов. Он проникается страстным желанием «переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства». Идеи равенства, братства и любви, мысль о том, что надо «всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире», — вот что прежде всего привлекает Пьера в учении масонов, которое он понимает по-своему. Разочарование героя неизбежно. Ведь и здесь со временем он видит карьеризм, ханжество, лицемерие.
Пьер порывает с масонами. Ярчайшим светом озарила жизнь Пьера поэтическая любовь к Наташе. Это светлое и благородное чувство озаряет героя, возвышает его над окружающими. Но в этот период он был связан узами брака с ненавистной Элен.
Пьер понимает, что ему лучше не встречаться с Наташей. Для героя наступает мрачная полоса разочарования в личном счастье и общественных идеалах. Тем не менее, внутри Пьера идет постоянная работа над собой.
Огромное значение для героя имело непосредственное соприкосновение с народом и на Бородинском поле, и после битвы, и в занятой неприятелем Москве, и в плену. Он понял ту «скрытую теплоту патриотизма», которая была в нем и в каждом солдате, которая роднила его с простыми людьми. «Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» — вот какое желание овладело Пьером после Бородинского боя. Одним из важнейших моментов в жизни Безухова стал месяц, проведенный в плену. Духовные и физические страдания научили его ценить жизнь, ее малейшие радости.
Этому научил его и «солдатик Апшеронского полка» Платон Каратаев. Сближением с этим человеком Пьер особенно дорожил. В плену Пьер приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья». Именно потому, что герой это понял, он не может равнодушно видеть страдания других людей, проявление общественного зла.
А это зло на каждом шагу бросается в глаза. Поэтому в эпилоге романа автор показывает Безухова, напряженно думающего, стремящегося к защите добра и правды. Пьер приходит в тайное политическое общество, становится на путь борьбы против самодержавия и крепостничества.
Таковы жизненные пути двух лучших героев Толстого. Важно заметить, что они не были бы «лучшими», если бы не прошли и не продумали всего этого. Толстой наглядно показывает, что личность устанавливается в движении, в порывах.
И не важно, сколько раз человек ошибался. Главное, — чтобы он никогда не останавливался на достигнутом и продолжал искать истинный смысл жизни.
Пути исканий смысла жизни главными героями романа Л. Н. Толстого «Война и мир»