Пять «вредных» советов учителю, которому надоело вести скучные уроки
ПРЕАМБУЛА.
___Освоение нового всегда трудно. Детям, между прочим, тоже. А когда их еще и предупреждают о предстоящих трудностях, то и вовсе…
___А если предлагать ученикам новое как видоизменение дела, им уже известного? Ведь тогда возникнет игра — игровая форма освоения нового.
___Осваивать новую игру не столько трудно, сколько интересно. К новому делу интерес тоже существует, но он быстро угасает под давлением страха ошибки. Ведь учителя обычно демонстрируют — пусть не вполне осознанно — свое умение быть во всем правильными: уж сами-то они в учебном материале умеют избегать ошибок.
___Это, конечно, позволяет учителям постоянно быть в лидерах за счет страха ошибки, возникающего у учеников во время игрового задания. У взрослых — безоговорочных лидеров — не хватает терпения дать ученикам сыграться, разыграться, получить удовольствие от доигрывания, нахождения и исправления ошибок. При каждом отклонении они прерывают детей своими поспешными объяснениями и показами. Получается, что учителя подсознательно боятся: вдруг ученики сами в конце концов разберутся со своими ошибками и тогда лидерство взрослого окажется беспочвенным? А мы, учителя, конечно, побаиваемся сомнений в своей необходимости детям: раз у них самих получается, то зачем тогда я здесь нужен?
Социо-игровая педагогика отвечает: нужен — для организации новой интересной деятельности, в ходе которой ученики, общаясь между собой, будут открывать новые для себя проблемы и методом собственных проб находить верное решение. И школьники всегда благодарны не столько учителю-лидеру, сколько учителю-выдумщику.
___Союз детей Со взрослыми начинается с равноправия не только в ошибках , но и с равноправия в заинтересованности.
___В игре должно быть интересно и взрослому, и ребенку. Для того чтобы детям любое игровое упражнение стало интересным, сам педагог, подающий игровые команды, должен быть увлечен. А это происходит, когда он подтянут, собран, готов вместе со всеми смеяться, огорчаться, волноваться, ошибаться и исправляться по ходу выполнения детьми упражнения.
Тогда возникает и равноправие в игре, тогда возникает и союз.
___Мы надеемся, что наши советы помогут вам найти и укрепить этот союз педагога с учениками в ходе игры.
Совет первый
Порадуйтесь неправильному ответу
.
___Если задание выполняется неверно из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем верный вариант, запланированный педагогом. Важнее включить в работу активность, пусть не точно направленную, чем заглушить ее страхом ошибки.
___Еще хуже — закрепить у учеников установку: сначала вы мне расскажите, как и что нужно делать, а потом я сделаю, если буду уверен, что получится. В таком случае союз детей и учителя распадается на лидерство взрослого и иждивенчество ребенка, равноправие исчезает, игра умирает. Останется один труд, вся радость от которого — «когда же дядя или тетя похвалит».
Совет второй
Будьте готовы к неожиданностям
.
___Какое бы предложение ни высказал учитель, он должен исходить из реальных возможностей данной группы. Которые, кстати, выясняются не сразу.
___Учителю нужно быть не только готовым к каким-то своим промахам, но и ждать каких-то достижений. И все Препятствия, встречающиеся в социо-игровой работе, рассматривать как содержание занятий, видеть в них сущность своих задач. А в их преодолении — сущность развития ребенка и группы.
Совет третий
Не бойтесь отказа
.
___ Самое неприятное — отказ некоторых детей от участия в предложенной игре . Чтобы преодолеть отказ, учителю нужно иметь на вооружении специальный набор упражнений — такой, чтобы «отказники» могли найти в себе уверенность для участия в общей работе.
___Педагоги по-разному относятся к отказам детей — в зависимости от симпатий. Симпатичным они доверяют, поэтому их отказы воспринимают как сигнал о том, что ситуация оказалась педагогически непродуманной. В отказах же несимпатичных они видят злой умысел.
___ Но столкновение с детским отказом перестает быть страшным, если учитель настроен воспринимать отказ от работы не как личное оскорбление, а как своевременную подсказку, подаренную самим ребенком.
___Поэтому представьте, что отказ исходит от вашего любимого ученика, а еще лучше — от нескольких любимых. Это поможет стряхнуть шоры и увидеть чудесный выход.
Совет четвертый
Не разжевывайте смысл задания
.
___Часто Дети говорят: мы не начинаем выполнять задание, потому что ничего не поняли. Но это совсем не означает необходимости разжевывать задания так, чтобы уж ничего не оставалось отгадать, сообразить, понять самому ребенку.
___В социо-игровых заданиях доля самостоятельности исполнителя обязательно должна расти от раза к разу. Тогда дети могут почувствовать: «не понял» — это, наверное, просто поосторожничал, поленился подумать и попробовать.
_ __ И если они увидят, как кто-то из них пробует, и поймут, что в этом нет ничего страшного, то число сославшихся на «не понял» будет уменьшаться.
Совет пятый
Умейте порадоваться шуму
.
___Часто у учителя в классе возникает недовольство посторонним шумом, таким естественным при повышении активности учеников. Хорошо бы, видя конкретную ситуацию и детей, каждый раз давать себе отчет, вреден ли шум, возникающий на местах.
___Если педагог посчитает шум вредным, то нужно или сменить упражнение, или в упражнении дать задание большему числу детей, или еще более конкретизировать задание. Когда же шум является результатом общей активности, направленной на выполнение задания, то лучше начинать показы на «площадке» с тех, кто редко решается выступать, но только что активно работал на месте, не для зрителей.
___Чаще всего шум происходит от стихийно возникшей репетиции-подготовки на местах. И педагогу скорее нужно радоваться, что его задание вызывает у детей желание работать.
___Случается, что когда одна группа показывает другим свои результаты, некоторые смотрят невнимательно — в результате в классе возникает «звуковой фон». Учителю необходимо либо терпеливо дождаться того времени, когда дети откроют для себя интерес в слушании результата работы других, либо проверить общую организацию задания.
___Скажем, такой пример. Каждая группа сочиняет историю и для запоминания делает на бумаге какие-то рисунки или записи. Когда подойдет время рассказать историю другим, все слушающие будут продолжать вносить в свои листочки поправки и не смогут остановить внутригруппового обсуждения своего рассказа.
Отсюда общее невнимание и шум. Этого можно не допустить, улучшив общую организацию: когда время истечет, все группы складывают свои рабочие листочки в одно место и рассаживаются для слушания в новом углу — в новой мизансцене, которая помогает переключать внимание с подготовки на восприятие работы других. Хозяин ларца не глядя достает любой рабочий листок.
Узнавшая свой листок группа и начинает показ…
Пять «вредных» советов учителю, которому надоело вести скучные уроки