Работа над произведением Г. Сковороды («О свободе») (1757)
Пребывание в селе Ковраи ( 1755-1759) было важным этапом в развитии мировоззрения Г. Сковороды, в формировании его эстетичного идеала. Ковалинский пишет, что он тогда полностью «предался любомудрию, то есть исканию истины». Как крестьянский просветитель он живет среди народа, пронимается его думами и надеждами, бесповоротно решает, что его судьба — с народом. Поэтому антинародное движение 50-х гг. крестьянские выступления и восстания не могли не отразиться в сознании впечатлительного и чувствительного к народной жизни поэта.
В те времена нередко случалось, что свободных людей помещики самочинно приписывали к своим крепостным. Вот почему целиком естественными были опасения странствующего философа, выходца из крестьян, «вольности… остаться».
Еще живыми были в памяти народной тяжелые бои за освобождение от социального и национального угнетения польской шляхтой, а уже трудовому крестьянству царизм набросил на шею новое ярмо, еще тяжелее, лишая завоеванной вольности. Приказав разрушить Запорожскую Сечь, Екатерина II распорядилась даже «наименование Сечи и запорожских казаков отдать на вечное забвение». Так отблагодарила порфироносная волчица украинское казачество за героизм, проявленный им в российско-турецкой войне, которая закончилась за год до этого. Это, возможно, было одной из причин, которая побуждала поэта к написанию стиха «De libertate».
Тема: проявление гражданского мужества поэта в период усиления крепостничества, воспевая волю как наибольшее богатство человека.
Идея: прославление Богдана Хмельницкого, народного героя, который посвятил свою жизнь борьбе за волю и счастье украинского народа; утверждение свободы человека как высочайшей общественной ценности.
Основная мысль: только при условии получения воли человек будет чувствовать себя счастливым; никакое золото не заменит «вольности».
Стихосложение и рифма: силлабическое произведение, точные женские рифмы.
Жанр: гражданская лирика, поскольку в ней поэт связывает волю с борьбой за национальное и социальное освобождения трудящихся.
Содержание произведения. Поэзия начинается спокойным философским соображением о том, что представляет собой воля, какая ее ценность: «Что то за вольность? Добро в ней какое? Иные говорят, будто золотое. Ах, не златое, если сравнить золото, Против вольности еще оно блато».
Очень показательным является прославление в этом стихе Богдана Хмельницкого как «отца вольности», как верного сына украинского народа. Поэт заканчивает произведение словами: «О, когда бы же мне в глупые не пошиться, Дабы вольности не могли как остаться. Будь знаменитый вовек, о муж избаранный, Вольности отче, герой Богдан!».
Таким образом, наибольшей радостью, которая должна принадлежать человеку, является его свобода. Подобный лозунг во времена постепенного наступления крепостничества был очень своевременным и предусмотрительным. В противопоставлении золота и свободы, по мнению Г. Сковороды, безусловно, побеждает свобода. И олицетворением свободного человека, который смог подарить надежду на волю украинцам, есть Б. Хмельницкий, его и прославляет художник в этой поэзии.
Риторические вопросы: Что здесь за вольность? Добро в ней какое? Риторический оклик: Будь знаменит вовек, о, муж избранный, Вольности отче, герой Богдан! Сравнение: Добро… будто золотое. Обращение: Будь знаменитый вовек, о, муж избранный.
Значение стиха. Провозглашение славы гетману Украины, который боролся за волю своего народа, независимость родного края, в век жесткой реакции было выражением открытого протеста против царско-помещицкого произвола, проявлением высокого политического сознания и общественного мужества.
Работа над произведением Г. Сковороды («О свободе») (1757)