Радость познания
Успех — красноречивейший в мире оратор.
Наполеон Бонапарт
Ребенок будет нам благодарен всю жизнь, если мы привьем ему лю-бовь к знаниям, научим учиться, превратим его школьные годы не в скучные будни, а в светлый праздник, каким по идее и должен быть путь познания.
С какой радостью ребенок первый раз идет в школу! Сколько надежд возлагает он на тот неведомый и увлекательный мир знаний, который ему предстоит узнать. Он ждет от него только радости, притом много — на всю жизнь. Почему вдруг это стремление учиться у некоторых детей пропадает через два-три года?
Потому что испокон века и в школе, и дома действует «принудительная педагогика». И вот вместо радости познания, вместо вос-торженных отзывов о школе от детей можно услышать: «Я очень боюсь дво-ек…». А ведь наша задача — научить учиться, мыслить, развить способности.
А разве можно «двойками» развить способности? Ни один ребенок не дол-жен иметь в своей душе чувства страха перед плохой отметкой, перед шко-лой.
Секрет успеха в школах Василия Александровича Сухомлинского и Шалвы Александровича Амонашвили состоит в том, что там отброшена «принудительная педагогика». И Сухомлинский, и Амонашвили «отдают сердце и душу детям». Совершенно необходимой предпосылкой успешной педагогической деятельности является любовь к детям, призвание к педаго-гическому труду.
Моя любовь к детям выражается в чувстве радости от общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном и чутком отношении к ним. Я ни в коей мере не поддерживаю «принудитель-ную педагогику». Воспитание успехом — вот ключ работы со школьником. Не понимал, а теперь понял, не умел, а теперь умеет — вот в чем радость позна-ния, и только ее и нужно поддерживать в ребенке.
Вот ребенок решает задачу и, осилив ее, кричит: «Ура!». Вот ученица, полистав энциклопедию, сама узнала ответ на вопрос: «Какая самая высокая гора в мире?» и спешит поде-литься своими знаниями с одноклассниками…
Известно, что в любом успехе — 5 % способностей и 95 % труда. «Учение — это как противоборство течению реки: перестанешь грести — отбросит назад» . Мои ученики знают, что учеба — это огромный труд. Из года в год учиться становится все труднее и труднее. Но мои ученики умеют справляться с трудностями.
Они знают, что успеха достигает только тот, кто умеет и любит трудиться. Любой труд должен завершаться успехом и радостью. Радость умственного труда — едва ли не самая большая радость для че-ловека.
Я стараюсь воспитать своих учеников любознательными, раскованны-ми, свободными, стараюсь вселить им уверенность. В каждом ребенке пыта-юсь найти «изюминку» и хочу видеть всех своих детей способными к творчеству, успешными. В творческой деятельности раскрываются таланты, спо-собности, интересы, характер моих учеников. Описание событий в романах и других произведениях — это путь к успеху.
Добиваясь даже самых малых успехов, Дети становятся уверенными в себе. А вера в себя — это огромная движущая сила вперед. И вот случается чудо! То, что вчера не получалось у ребенка, сегодня вдруг получилось. Снова успех!
Снова вперед! Только успех может породить успех. Поэтому мой главный принцип — учить на успехах и достижениях!
Нельзя не согласиться с истиной, что только успешный учитель может воспитать успешного ученика, поэтому и сам педагог должен быть творческим и успешным. Учитель должен постоянно двигаться вперед, к достиже-нию новых целей и высот. Стремление к успеху — огромная движущая сила в развитии педагога, в развитии его творчества.
Творческая активность педагога — это путь к развитию творческих способностей ученика. «Учитель должен быть свободным творцом…» — сказал Лев Николаевич Толстой.
Времена года будут приходить и уходить. Все увядает в свое время, как известно, но есть нечто, всегда цветущее и свежее, как роса, — это пытливый ум и любознательность наших учеников. Наш долг — развивать эти лучшие качества в ребенке.
И ради этого стоит творить!
Радость познания