Ранние «Северные рассказы» Джека Лондона
Слава к Джеку Лондону пришла, когда он создал «северные рассказы». Это были первыми произведениями молодого Лондона, имевшими большой успех у читателей. Эти рассказы рисуют исключительно яркий, своеобразный мир, полный действия, энергии, человеческой активности.
Это цикл, вобравший впечатления о золотой лихорадке 1780 — 1790-х гг. Аляска. Жестокие условия быта, когда человек на грани голодной смерти, таежные леса.
Колорит оттеняло мужество, смелость героев.
Джек Лондон вышел из глубин. У него разнообразный жизненный опыт , он сам знал мир золотоискателей — мир алчности.
Множество людей разных характеров, возрастов, национальностей, вероисповеданий выступает в них. Золотоискатели, охотники, погонщики собак, проводники, авантюристы, бродяги. По своему содержанию рассказы отличаются большим разнообразием.
Одни из них посвящены человеческому героизму, другие — человеческой жестокости. Они говорят о приключениях, о борьбе с природой, о страсти к золоту, о воле к жизни, о вере в человека. Одна из ведущих тем северных рассказов Лондона — это тема романтического противопоставления природы и цивилизации.
Капиталистическому обществу с его собственнической моралью писатель противопоставляет дикий, суровый Север, где жизнь труднее, но свободнее.
В цикл входит тема изображения коренного населения — индейцев. Например, предание о маленьком Кише о том, как индейский мальчик спасает племя. То, что добывалось на охоте, становится недоступно, и он придумывает, как превратить в добычу медведя: китовый ус сворачивает в спираль, намазывает салом и сгибает.
Медведь находит эту добычу, ест, а в желудке китовый уст распрямляется.
Мир, где уживается жестокость и гуманизм — это сфера Джека Лондона.
Мысль о благотворном воздействии Севера весьма настойчиво звучит в сборнике «Смок Беллью». Изнеженный, избалованный Смок приезжает на Аляску и затем перерождается. Север создает из него мужественного и смелого человека.
В этих рассказах подчеркивается, что общество развращает людей, делает их алчными, корыстными, а жизнь на лоне природы очищает и исправляет их.
Лондон неодинаково относится к своим героям. Обычно он очень четко разграничивает свои симпатии и антипатии. Одних одобряет, других любит, третьих порицает
Во многих его рассказах звучит тема разлагающего влияния денег на человеческую психику. В погоне за богатством люди превращаются в фанатиков и изуверов. Таков Джекоб Кент из «Человека со шрамом». Самовольно вселившись в хижину, не имевшую хозяина, он собирает плату с путников, останавливающихся в ней.
Алчность его становится болезнью, убивающей в нем все человеческое. Кент превращается в одержимого.
Собственническим отношениям Джек Лондон противопоставляет «северную» мораль, основанную на товарищеском доверии и честности.
Положительный герой северных рассказов — образ собирательный. В нем сочетаются разные индивидуальные особенности, свойственные многим персонажам. Рядом с мужчинами встают замечательные женские образы. Во многих рассказах женщины занимают центральное место и являются подлинными героинями. Таков рассказ о мужестве индианки от лица белого человека, вспоминавшего свою погибшую жену.
Они шли через лес. Индианка шла впереди, чтобы облегчить ход мужу. Один раз удалось подстрелить куропатку.
В конце концов женщина, которая ни разу не пожаловалась, умирает, передав мешочек с едой, которую сохранила.
Лондон ценит у женщин упорство, силу воли, способность преодолевать трудности.
К циклу северных рассказов близко примыкают две повести о животных: «Зов предков» и «Белый клык» . В них Лондон изображает животных с таким мастерством, которое редко можно встретить в мировой литературе. Исключительно глубокое проникновение в психологию животных, прекрасное знание их инстинктов позволили создать Лондону одно из лучших произведений в анималистской литературе.
Очень сильно звучат в повести гуманистическое мотивы. Писатель решительно выступает за гуманное отношение к животным. Животные для него не только помощники человека, но самые близкие друзья и товарищи.
Ему ненавистны те люди, которые жестоки к ним.
Ранние «Северные рассказы» Джека Лондона