Ранняя поэзия его загадочна
Нет ничего удивительного в том, что ранняя поэзия С. Я. Маршака не исследовалась, ведь она не была собрана полностью. Публикуемые стихи позволяют восполнить этот пробел и вместе с тем дают почву для любопытных наблюдений над их стилистикой. В частности, на мой взгляд, в них ощущается влияние той поэзии, которая позднее стала называться поэзией «серебряного века».
Маршак начинал, не декларируя своей поэтической концепции, а лишь фиксируя чувство, впечатление.
Пожалуй, эти стихи просятся быть названными импрессионистскими. Они несколько призрачны, и каждый пейзаж оставляет впечатление некоей таинственности. Наиболее характерны здесь образы «ночного видения», «сумрака лунного», «тумана», соответственно передающие «запоздалую тоску».
Как не вспомнить здесь начало акмеизма образы-символы не стали самоцелью в том или ином стихе, они замкнуты на конкретном чувстве, на мире переживаний, на человеке — тонком, чувствительном, с обостренной восприимчивостью. Эта лирика многоцветна; поражает обилие оттенков, тонов, полутонов, красочных мазков.
Неожиданные сочетания, уточняющие цвета особо выразительны в «Танце». Это орнаментальное, как говорили в старину, стихотворение построено на красках и бликах, когда «одноцветное стало цветным». Мелькнет зеленое, желтое, золотое, лиловое, огнецветное; читатель попадает под эти чары и уже не помнит, Что здесь первично — сон, ковер, шатер, костер? Везде — «огневые цветы». Подобное обилие эпитетов у позднего Маршака в таком виде не встречается.
Их сменит прозрачность и проясненность, а главное, точность образов.
Но, пожалуй, нигде еще Маршак не был так самим собой, как при использовании сравнений и олицетворений. Природа у него живет и, главное, чувствует: шатер словно одушевлен; «скала как скованный тиран».
Позже Маршак, по наблюдению исследователей, писал уже менее предметно, как бы устраняясь от жизни и переходя к более абстрактной образности.
Ранняя поэзия его загадочна