Ранняя юность как этап литературного развития школьников
В психологии существует понятие «сензитивный период». Этим именем известный биолог де Фриз обозначил те экспериментально установленные периоды онтогенетического развития, когда организм оказывается особенно чувствительным к влияниям определенного рода. Л. Выготский писал: » Обучение оказывается самым плодотворным лишь тогда, когда оно осуществляется в пределах периода, означаемого зоной ближайшего развития». Психолог разграничил понятие «обучение» и «развитие», считая, что первое должно опережать второе.
Он призвал школу отвергнуть старый принцип, который состоял в том, что развитие должно полностью подготовить почву для обучения, ведь «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».
Итак, взаимосвязь стадий литературного развития учеников будет эффективной в случае, если учитель будет вести обучение таким образом, будто перед ним дети немного старшие, чем это есть на самом деле, педагог в преподавании «забегает» вперед и именно благодаря этому ведет развитие за собой. Ученик воспринимает художественную литературу как читатель, вступая с ней в диалог. Полнота восприятия зависит от его индивидуальных и общих возрастных особенностей, а также от времени, в котором он живет. Воспитание читателя должно происходить в семье и на уроке литературы в школе. Каждый человек проходит развитие своего читательского восприятия искусства слова, организатором которого должен стать учитель.
Чтобы развитие эстетичного чувства школьника отвечало его возрастным особенностям, учитель должен знать основные этапы литературного развития ученика и гармонично с ними строить преподавание. В пору ранней юности происходит дистанционное восприятие литературы, старшеклассник читает произведение критически, видит за текстом автора, определяет авторскую позицию относительно поднятых проблем и сопоставляет их со своими.
Его волнует самореализация в современном ему обществе, поэтому он становится на сторону героя, который протестует против угнетения личности, он способен понять авангардистов с их экспериментаторством и эпатажем, так как стремление к оригинальному самопроявлению естественно для этого возраста. Старшеклассник задумывается над собственной судьбой, его интересуют проблемы счастья, жизненного успеха, любви и дружбы, вечных ценностей, морального выбора. Произведений с такой проблематикой, к сожалению, мало в школьной программе по зарубежной литературе.
Юноша и девушка ищут в литературе идеал — друга и любимого, их оценки героев произведения вызваны соотнесениям образов с искомым идеалом.
Не нужно только перегружать урок патетикой: конкретная история жизни литературного героя взволнует больше, чем абстрактная идея. Юность требует пафоса, она ироническая и насмешливая, она ничего не принимает на веру и требует доказательств. У учителя зарубежной литературы есть тексты высокого художественного уровня, они вместе с тем и художественные произведения, и документы эпохи, и отражение конкретных жизненных судеб, итак педагогу лучше нести вечные ценности словами этих текстов, их образами, а не высокими фразами-абстракциями.
Старшеклассники самоопределяются, избирая будущую профессию.
Зарубежная литература может оказаться вне выбора многих, и нужно найти способ убедить учеников в том, что литература нужна всем. Этот способ простой: в произведении, которое изучается, нужно каждый раз находить то, что затрагивает интересы каждого — ты тоже будешь любить, тебя также ждут испытания, от исторической судьбы твоей нации зависит твое существование в мире и т. п. Юноши и девушки не столько умеют, сколько стремятся обобщать, их обобщения часто бывают торопливыми и неаргументированными. Поэтому учитель настаивает на том, что в ответе и в ученическом произведении должен быть четко сформулированный тезис, который приходится доказывать на уроке литературы — это цитирование художественного текста, так как в литературе есть один факт — это художественный текст, все другое — наши, читательские суждения.
Молодежь обращается к собственному творчеству, часто тайно от всех. В классе нужно создать атмосферу одобрения творчества, уважения к нему, когда ученик доверяет учителю свои стихи, новеллы, этюды. Иногда это форма дневника или неотправленных писем.
Учитель должен знакомить учеников с дневниковыми записями и эпистолярием писателей. Побуждения к литературному творчеству плодотворны в любом случае: мала вероятность того, что именно из этого ученика вырастет художник, но развитие образного мышления и творческого воображения эстетично обогатит любого ребенка и станет почвой для его восхождения на новый уровень понимания художественной литературы.
Отношение к литературе зависит от личности учителя в старших классах намного больше, чем в средних. Организовать диалог старшеклассников с художественным текстом — трудная задача, которая требует широкого круга знаний и умений от преподавателя. Старшеклассник способен привлекать к анализу литературного произведения знания по другим предметам, нужно это поддерживать и ставить литературное явление в контекст — исторический, художественный, социальный и прочие.
Продолжает развиваться абстрактное мышление, и учитель усиливает работу по теории литературы, требуя анализа внесюжетных компонентов композиции, средств создания образа-характера, выразительных средств языка произведения, особенностей стихосложения. Возможная ошибка — утяжеление урока анализом названных формальных элементов текста. Не засушить урок интеллектуализмом поможет умелое чередование приемов работы, умение вести живую, взволнованную беседу.
При определении идейно-тематической основы произведения нужно найти ее связи с личными проблемами старшеклассников, а при рассмотрении художественного мастерства автора работать по принципу интерпретации текста, то есть рассматривать те художественные явления, которые могут толковаться по-разному, личностно. Учитель широко применяет прием создания проблемной ситуации и относительно содержания произведения, и относительно его формы. Эмоциональность восприятия может быть утрачена, так как старшеклассники направлены на информативность в обучении, их интересует количество информации, которую они получат и которая от них требуется, а не эмоции, они под конец школы становятся прагматиками, теряя непосредственность и романтичность детства. Сохранить эмоциональность урока можно, старательно готовя декламацию, мелодекламацию, инсценировку, пение, организовывая письменное творчество молодых людей, их обмен читательскими реакциями. А также готовя свое учительское слово, свой монолог, продумывая и его содержание, и форму изложения — вплоть до мимики и жеста.
Именно в этом возрасте усваиваются не только исторические этапы развития мировой литературы, а и большие стили — литературные направления, т. е. история самодвижения литературы как искусства. Молодые люди стремятся стать яркими индивидуальностями и реализовать свои естественные способности. Они заинтересованно исследуют индивидуальный стиль писателя, их отталкивает однотипность рассказа о разных авторах, они способны делать интересные содоклады по новому материалу, выступать в роли учителя.
Т. В. Лазарь, учитель зарубежной литературы Украинской гимназии им. И. Франко Тернополь.
Ранняя юность как этап литературного развития школьников