Расплюев — характеристика персонажа
Произведение: Свадьба Кречинского
РАСПЛЮЕВ — центральный персонаж А. В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» и герой комедии-шутки «Смерть Тарелкина» . Р.- типический образ, пророчески символизирующий Россию в пространстве ее истории. Социальная сущность этого героя столь значительна, что Р. на долгие годы становится именем нарицательным . Возникает целое понятие — расплюевщина.
Не случайно историк Н. И. Костомаров говорил студентам университета: «Вы, господа, начинаете свое поприще Репетиловыми, а окончите его Расплюевыми». В его словах было прозорливое предостережение. Зловещая фигура Р. постепенно выдвигалась на историческую авансцену и угрожала гуманистическим ценностям. Эволюция образа, его трансформация от «Свадьбы…» к «Смерти…» логична и обоснованна.
Судьба Р. есть выражение авторской концепции фундамента российской социальной системы. Взгляд Сухово-Кобылина сравним, пожалуй, с «Философическим письмом» П. Я. Чаадаева, ему чужды исторические иллюзии, он полон гнева и осуждения. И потому образ Р. лишен мягкого юмора, традиционного для русской литературы сострадания к «маленькому человеку». Мелкий шулер, вор, проходимец, готовый в любой момент залезть в чужой карман, Р. не столько смешон и жалок, сколько страшен.
Формально Сухово-Кобылин создает все условия для «снисходительного» отношения к Р. Он неудачник — вечная нищета, побои, голод, унижения, жизнь «по коморкам и лазейкам», необходимость таскать в «гнездо птенцам» пищу — все это делает Р. почти страдальцем. Между тем Р.- человек без морали и принципов, трусливый циник, мелкий уголовник. У него нет привязанностей, он ни к чему не приучен, ничего не умеет.
Р. будет служить кому угодно, лишь бы платили. Человек без ли да, Р. вечно «подглядывает» за «сильными мира сего», «примеривает» их одежду и всегда стремится сам стать хозяином. В «Свадьбе…» Р. совсем не «водевильный дурак», он — партнер Кречинского и в какой-то степени — его отражение. Но у Р. своя судьба. Человек, свободный от совести, он преуспевает в движении по жизни иным путем.
В «Деле» мы узнаем, что Р. дает лживые показания на Лидочку. И вот в «Смерти…» — мошенник без биографии и фамилии, человек без чести становится хранителем закона, полицейским. Он — социальный оборотень. Зависть, оскорбленное самолюбие, амбиции, стремление маленького человека к власти делают его торжествующим хамом; при всей ничтожности чина холуй превращается в хозяина жизни. «Смерть…» — это апофеоз Р., момент его высшего самоутверждения. Тупость, жестокость, фантасмагория российской действительности символически слились воедино в образе Р. Абсурд беззакония делает его главным законником системы.
И вот он уже готов всю Россию засадить за решетку, призвать к ответу. На наших глазах ничтожество и трус вырастает в громадную фигуру, эдакую «прорву», готовую поглотить весь мир. Р.- винтик мощного полицейского механизма, выражение агрессивного могущества полицейского государства.
Драматург дает тончайший анализ психики и социального поведения «маленького человека» в обществе тотального страха: «…меня дрожать будут! Раболепствовать будут!» Впервые роль Р. в «Свадьбе…» сыграл П. М. Садовский ; другие исполнители: А. Е. Мартынов , В. Н. Давыдов , И. В. Ильинский .
Расплюев — характеристика персонажа