Рассказ Бабеля «Колывушка»
В рассказе о раскулачивании Колывушки и его семьи центральным Бабель сделал эпизод, где Колывушка убивает топором любимую жеребую кобылу. Родная для него, она в списках, которые составляются для раскулачивания, будет значиться животным под безликим словом «жданка».
Глаз Бабеля по-прежнему зорок, слово по-прежнему точно, и стиль, как и раньше, рождается из столкновения слов, а вовсе не из страсти к острому впечатлению и слову. Фразы «Верхняя губа ее запрокинулась в отчаянии», «в рухнувшем животном еще раз повернулся жеребенок», в доме «все отражало мучительную чистоту» так же выразительны, как и фразы «женщины сидели на тюках, как окоченевшие птицы». Ставшая за ночь белой голова Колывушки так же красноречива, как глумление горбуна Житняка, похваляющегося тем, что «баба оладий напекла, мы, как кабаны, нашамкались с нею, аж газ пущали..».
Смешное переходит в страшное. Бабель сталкивает ярость и рабство, протест Колывушки н покорность
Об убыли революции Бабель писал и в новелле «Фроим Грач», в свое время не напечатанной. Зто был мрачный рассказ о попытке налетчиков с Молдаванки подружиться с революцией, о прямоте короля налетчиков, предложившего этот необычный альянс, и о коварном и безжалостном его убийстве. С ним ушла в прошлое «вся Одесса», как говорит один из его героев рассказа, ибо времена изменились.
Бабель понимал, что его разногласия с эпохой — отнюдь не стилистического порядка. В письмах к родным он жаловался на страх, который вызывает у редактора чрезмерная злободневность его рассказов. Однако его художественный потенциал был неисчерпаем. Едва ли не в самые трагические для страны дни — в 1937 году—Бабель создаст еще одну великую притчу-«Ди-Грассо».
Он опять изобразит смещенный страстью мир. Только теперь эта страсть — искусство.
Рассказ Бабеля «Колывушка»