Рассказ Милорада Павлина «Дамаскин». «Виртуальный историзм» как характерный признак творчества писателя
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности учеников
Учитель
— Чего ты хочешь?
— Книжку.
Такой диалог ведут герои одного из произведений К. Рансмайра. Как хочется, чтобы такие слова звучали как можно чаще из уст молодежи, школьников. Ведь хорошая книга — это и утешение, и совет, а относительно произведений постмодернизма — еще и интеллектуальная разминка, тест на эрудицию, общее литературное образование и сознательное отношение к жизни, ее разнообразных проявлений. О художественном произведении постмодернизма и его эстетичной ценности и будем говорить на уроке.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
— Что вы знаете об авторе рассказа «Дамаскин» М. Павлине?
— Какое впечатление у вас сложилось от произведения?
— В чем особенности чтения произведения и игры писателя с читателем?
2. Краткий пересказ сюжета рассказа
Возможные варианты пересказа
В сербскую Остень приходят 800 строителей, и все по имени Йован. Они выдающиеся мастера, которые строят храмы в древнегреческом стиле.
Дочь господина Николича фон Рудки, попечителя сербских школ и судьи, Атилия захотела, чтобы к ее свадьбе выстроили дворец, где она будет жить, и церковь, где будет венчаться. Позвали наилучших строителей — Йована Лествичника и Йована Дамаскина.
Атилия рассказала Дамаскину о своих снах-мечтах. Будто у нее родился ребенок, и она его любит и растит. А у того сына — особая примета: шрам в виде закрытого глаза. У Дамаскина оказался такой же самый шрам.
Читатели попадают на первый «перекресток» и читают или о дворце, или о третьем храме, которые строятся одновременно. Йован, строитель церкви, показывает чертежи трех церквей — зеленой (этот посаженный им самшит будет расти вместе с храмом и будет приобретать одинаковый вид с ним), желтой (из камня) и сиреневой (это храм на небе, храм души).
Как-то господину сообщили, что церковь перестали строить, так как перестал расти самшит. Когда Николич спросил, почему не растет самшит, ему ответили: «Где-то вы согрешили, господин Николич. Что-то вы задолжали, кому-то ото рта ломоть хлеба оторвали. Когда покаетесь и заслужите прощение, долг вернете». А господин в самом деле задолжал строителям.
Дворец тоже стоит недостроенный. На Дамаскина кто-то напал и поранил, поэтому он исчез. Атилия хочет его разыскать, идет во дворец.
Читатель снова оказывается на «перекрестке» и может читать или о столовой, или о спальне.
Атилия понимает, что Дамаскин зашифровал ей послание в названиях мебели, в рисунках на потолке. Она начинает разгадывать, пользуясь компасом и циркулем, догадывается, в какие места ее зовут, и едет туда. Все указывает на один монастырь. Атилию со свитой хорошо там принимают. Дочь пишет отцу письма с впечатлениями о поездке, местности, гостеприимности монахов. На обратной дороге к девушке в карету подсаживается молодой мужчина, похожий на ее жениха Александра, и дает книгу, в которой описано точно такими словами, как она писала, путешествие в монастырь. Но книга называется «Жизнеописание генерал-майора и кавалера Симеона, сына Стефана Пищевича в годах 1744-1784». Атилия испытывает удивление. Между ней и новолунием происходит любовная сцена. Атилии кажется, что это Александр, она не замечает отрубленного указательного пальца у юноши (а именно такое ранение получил Дамаскин).
Вернувшись домой, Атилия рассчитывается с долгами отца и извиняется перед строителями; по знакам в спальне снова догадывается, что Дамаскин ее зовет. Высчитывает маршрут и едет. Конечный пункт — монастырь, который, оказывается, принадлежит ей самой. В подарок она получает еще два обручальных кольца и… отрубленный палец в сундучке.
IV. Формирование умений и навыков.
Воспроизведение «местного колорита: балканские имена, географические названия; бытовые детали
…Что можно сказать о домах? Просто, некоторые из них имеют дарование нас любить, а некоторые — ни. Дома — это по сути беспрерывная переписка между домом и теми, кто в них живет.
Парадоксальные портреты. Один из строителей был старый, испуганный человечек, короткорукий и такой молчаливый человек, что когда его принуждали заговорить, рот его хлопал, будто рыбий пузырь.
Дамаскин был красивый, но левша, с крепкими икрами и плотной черной бородой с золотым крючком. Локти и запястья у него были перевязаны белыми платками, как это делают саблисты. Когда они нападают, платки развеваются и сбивают с толку неприятеля — тот не знает точно, с какой стороны нужно ждать удара. Но молодой Дамаскин не носил ни сабли, ни ножа. Почти все время молчал, хотя непрерывно что-то делал руками.
Каталогизация, «вязание слов». Имена строителей, географические названия, вещи (например, мебель в комнате все начинались на «с»).
* Здесь и далее перевод О. Микитенко.
3. Определение традиционных художественных средств, использованных автором в рассказе
Ирония — неизвестному, который напал на спящего Дамаскина, не удалось его убить, так как вдруг «досадно заворчало в животе»;
Гипербола — у Атилии так много мечтаний и ощущений, что их каждый день приходится забывать «не пудами или килограммами, а тоннами»;
Афоризмы — «Если хочешь долго и счастливо прожить на земле, не щади себя ни в чем»;
Эпитеты, сравнения и др.
4. Составление графического содержания рассказа.
Рассказ для компьютера и циркуля: Дамаскин Строители Обед
Первый перекресток
Третий храм Дворец
Второй перекресток
Столовая Спальня
5. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм».
— Можно ли вынести какие-то моральные уроки из рассказа?
Ожидаемые ответы
— Нужно заботиться о «храме души».
— Грехи необходимо заслужить прощением, а долги платить.
— Любовь — странное и непредвиденное чувство.
V. Домашняя задача
Знать содержание рассказа. Уметь определять черты постмодернизма, анализировать произведение.
Прочитать роман П. Коэльо «Алхимик».
Подготовиться к беседе по произведению.
Индивидуальная задача: подготовить сообщение о жизненном и творческом пути П. Коэльо.
VI. Итоги урока
Интерактивное упражнение «Микрофон».
Продолжите предложение:
Мое впечатление от произведения М. Павлина после литературоведческого анализа…
Рассказ Милорада Павлина «Дамаскин». «Виртуальный историзм» как характерный признак творчества писателя