Рассказ В. Винниченко «Солдатики!» — картина крестьянских мятежей
Жизненный путь Владимира Винниченко тянется от Елисаветграда в Кировоградской области до Мужена за тысячу километров от Парижа. Но где бы он ни жил, все его мысли были с родным народом. Рассказ «Солдатики!», по определению самого автора, «картина крестьянских мятежей». Произведение начинается описанием серого, холодного мартовского утра. Темные, густые тучи ползут над селом. На выгоне собрались крестьяне, и их худые, пасмурные лица обращены в сторону дороги. Вчера доведенные до отчаяния голодом крестьяне разделили между собой добро из господских амбаров. Впервые за много месяцев «весело запылали печи по домам», радостно «завтракали крестьяне той ночью». А утром прокатилась новость — к селу идут солдаты, которых призвал господин, чтобы укротить непокорных крестьян.
И вот теперь люди тревожно посматривают на дорогу, которая идет из небольшого леска за селом, потихоньку переговариваются об убийстве солдатами трех крестьян в Кавунивке; слышится женский плач и вздохи. Среди растерянных крестьян отличается Явтух, который уверенно успокаивает односельчан. И люди верят ему. Еще до недавнего времени его мало примечали в селе, а теперь этот невзрачный, неприметный мужчина первым стал перед солдатскими ружьями, чтобы защитить село от расстрела. Он находит нужные слова и рассказывает солдатам о голоде, который заставил крестьян отобрать у господина ими же заработанный хлеб, о том, что и сами солдатики — такие же крестьяне, о том, что нельзя стрелять в невинных людей. И солдаты опустили оружие, отказались выполнять приказы офицера. И тогда озверелый офицер выхватил саблю и изо всей силы рубанул Явтуха. Крестьяне онемели от ужаса. И вот из толпы выскочил Николай и со свистом опустил на голову офицера ломаку. «Когда крестьяне и солдаты подбежали к Явтуху и офицеру, оба были уже мертвы». Эти две смерти примирили солдат и крестьян. Они разошлись: солдаты понесли убитого начальника в казарму, а крестьяне со вторым убитым начальником — Явтухом — возвратились в село.
Этим заканчивается рассказ В. Винниченко «Солдатики!», и писатель предоставляет возможность читателю самому додумывать, как могли бы развиваться события дальше.
Начало XX столетия было бурным. Заострилось социальное расслоение в селах, обедневшее крестьянство было разорено и за копейки работало на господских полях. Невыносимое существование было причиной массовых восстаний крестьян. Часто эти бунты жестоко подавлялись войсками, но иногда происходило так, что солдаты опускали винтовки, отказывались стрелять в несчастных, голодных людей. Именно такой случай взволновал душу писателя. Владимир Винниченко в небольшом рассказе — «картина крестьянских мятежей» — показал трагедию человеческой жизни. Но при жесточайших условиях существования люди могут и должны оставаться людьми, не превращаться в зверей.
Рассказ «Солдатики!» заканчивается трагически, но то, что солдаты и крестьяне не стали врагами, разошлись мирно, вселяет надежду и оптимизм.
Начало XX века вошло в историю Украины как «грустное время», когда начинались крестьянские бунты, поджоги и погромы господских имений, политическая жизнь набирала новые формы. Объективным и внимательным летописцем этого времени стал Владимир Винниченко — активный политический деятель и выдающийся писатель. Со страниц его ранней прозы появилась целая панорама украинской «низовой» жизни: помещичьи дома, солдатские казармы, толпы отходников, студенческие общества. Читая эти произведения, мы убеждаемся, что в центре внимания писателя — толпа, людские массы как целостный организм с присущими ему законами. И здесь же Винниченко ставит следующую проблему: показать взаимоотношения вождя и этой толпы, роль и место каждого в обществе.
В рассказе «Солдатики!» (1903) писатель-политик показал, как из простого и неприметного крестьянина рождается предводитель, раскрывает психологию его лидерства. Как же произошло, что Явтух, «которого даже и не замечали в селе», стал в ответственную для односельчан минуту предводителем? Винниченко медленно, постепенно изображает перед нами путь этого преобразования. И так же постепенно, но уверенно мы убеждаемся, что преобразование такое обусловлено самим временем.
Ситуация, которая произошла в селе после появления прокламации, нарушили его обычную жизнь: она заволновалась, покатили слухи: «везде восстают мужики на господ и отбирают себе их землю». А для крестьян земля — это возможность зажить по-человечески, у них зарождается слабая надежда изменить в лучшую сторону свое существование. Но они, пока еще неорганизованны, нуждаются в предводителе. В селе есть староста, и он — из прошлой, «старой» жизни, которую они хотят изменить. Появляются неформальные лидер, и люди быстро это почувствовали.
У Винниченко, на мой взгляд, непростая задача: убедить нас, читателей, что именно Явтух заслуживает место лидера крестьянской компании. Для этого писатель, изображая его портрет, делает ударение на одних и тех же деталях: у Явтуха твердый взгляд, ясные глаза, тихий, спокойный голос. Явтух все время среди людей, его твердо-спокойный голос действует на них как снотворное. Так, с растерянным человеком не пойдут, люди последуют за тем, кто способен с наименьшими потерями вывести их из трудной ситуации. Кроме того, Явтух передал людям веру в правоту своих действий, убедил, что они правы. Это, мне кажется, очень важно, когда, глубоко постигши ситуацию, предводитель привлекает к своей вере единомышленников, что будут поддерживать его.
Очень показательным является призыв Явтуха на сельском востоке, что состоялся по его же инициативе, «убить неправду».
Он напоминает односельчанам о христианском сознание, говорит то, что они хотят слышать: отобрать господское добро — это Божье дело. Так выступление на востоке окончательно утверждает за ним роль предводителя.
В своем задании срисовать нового лидера масс Винниченко идет дальше, подавая словесный и моральный поединок двух лидеров: неформального (Явтуха) и формального (офицера). Моральная победа — на стороне Явтуха, который снова использует свой аргумент: «грех». Стрелять в невиновных — это грех! И мы видим, что уже и солдаты идут за этим новым, неформальным лидером, моральная сила которого — в правоте. Обозленный офицер убивает Явтуха саблей (за что тут же расплачивается собственной жизнью!). Таким финалом Винниченко подчеркивает: кто ведет за собой других, перестает принадлежать себе. В этом — особенность взаимоотношений лидера и массы.
Мне кажется, что лидерам современности, которые стремятся быть у власти, не помешало бы перечитать Винниченко рассказ «Солдатики!»
Рассказ В. Винниченко «Солдатики!» — картина крестьянских мятежей