Разговоры о современном селе на примере произведений Г. Косынки
Перейдем к анализу произведений «Помолвка», «За земельку», «Политика», «На золотых богов», «Гармония». Время, о котором пишет писатель, было сложным и неоднозначным. И автор стремится показать его таким, каким оно было в действительности, — жестоким и трагическим, да и не всегда понятным до конца его героям. Все они отстаивают свою правду, борются за свое право на счастливую жизнь — кто честно, открыто, а кто коварно, с обманом, а то и силой, запугиванием и пролитой кровью. Обратимся к его рассказам.
В своих произведениях писатель через героев раскрывает жизнь, человеческую душу… Мусий Швачка собирается на колядки к зажиточному свату. Рин честный, принципиальный и бескомпромиссный, отстаивает интересы бедняков по-своему справедливо, чтобы никто не смел упрекать его, что он, «не правильную политику делает».
В столкновении с зажиточными крестьянами, которых он давно недолюбливал, не растерялся, ни одним убеждением не поступился. Они схватились за ножи, Швачка вынул браунинг… Пролилась кровь. «Эту мечту, надежду землю такие бедняки, как Мусий Швачка, отдавать не будут. Но и Кушнир и ему подобные не смирятся с тем, чтобы их земля выскользнула из рук навеки», — пишет Н. Жулинский, вполне справедливо утверждая: — Григорий Косынка в художественном анализе внутреннего переживания проблемы земли своими героями не допускает никаких компромиссов. Не жалеет ни бедняка, который получил землю и ослепленный торжествует — радуется, потому что он счастлив, а как дальше будет развиваться революция, его не интересует.
Безжалостно развенчивает и неистовой ярости кулака, который возненавидел голодного соседа из-за его надежды на собственную землицу.
Страстное слово Косынки было выразителем общественных мнений и пылких чувств, полных борьбы за освобождение человека, за его счастье. «За свободу и жизнь. Истинный путь, товарищи, — путь борьбы… Вот наш путь «, — твердо выбирают свою дорогу бедняки села Шубовки .
Революция выставила на глаза все болячки жизни, и не сумела их решить. Лозунги и призывы: «Отними», «Грабь награбленное», «Кто не бедняк, тот враг народа» — не всегда были справедливыми. Поэтому, когда читаешь рассказ «Помолвка», чувствуешь, что писатель смотрит на мир с общечеловеческих позиций.
Читая новеллы Григория Косынки, можно только удивляться, откуда этот солнечный талант, умел проникать глубоко в душу человека. Как непринужденно легко звучит каждое слово писателя, музыкой плывет каждая его фраза, то широкая, как степь украинская, то короткая, словно оборванная, фрагментарная, как яркие мазки на картине художника-импрессиониста. Ведь все идет от жизни, от видения главного, самого важного — человеческого сердца. Пожалуй, после В. Стефаника мы не имеем такого умения у писателя проникать и трепетно открывать крестьянскую душу, психологию земледельца, его большую и богатую внутреннюю красоту. Вслушайтесь только в слова простой женщины Мелашки , которая говорит с зажиточным крестьянином: «Как вам сказать, — произнесла тихо Мелашка.- Ручаться за Михаила не буду.
Его добрая воля: хочет — пусть сватает вашу Наташу, как она пойдет за него. А только лошади, повозки ваши, Петр, ни к чему. Вы же, кажется мне, объединяете не лошадей с телегами. Я не Ганя дочери вашей…
Но вы, Петр, простите меня за выражение, такое говорили, что мне слушать стыдно было. Хорошо знаете, что я с трудов своих век прожила, — мне на тех лошадях не ездить, а все же прятать чужое добро я не буду». И сколько в этих словах человеческого достоинства, простоты, самоуважения, благородства, душевной красоты!
Ибо каждая строка, каждое слово ложились на бумагу от большой любви к труженику и больших мучений за его страдальческую судьбу.
Мы по-человечески должны понять и Петра Рудыка, который, честно работал, с трудом разжился, поставил на ноги собственное хозяйство, а теперь должен от всего избавиться. И писатель здесь при остро конфронтационном конфликте находит тот ракурс, который позволяет нам видеть жизнь многогранно и объективно. В этом — сила его таланта. Новеллы Косынки это выхваченные небольшие эпизоды из жизни села. Яркие, выразительные, весомые.
Писатель умеет так строить свой рассказ, что не только зримо видишь, но и слышишь все происходящее вокруг. Здесь все живет, дышит, волнуется, печалится, радуется… Даже небо не голое, на все реагирует, на все отзывается: «Уже третий день ревут пушечные бои над окрестностями Медвина.
Кричит, смеется вражеская артиллерия, — а за ее шумом поднимаются к небу кроваво-красные тропинки — пламя крестьянских жилищ…». Так начинает свой рассказ Г. Косынка о трагическом бое бедняков за свободу, за жизнь в новелле «На золотых богов».
Рисует эпически. На нескольких страницах — целая панорама, где бьется красная крестьянская воля, но защищает телами, кровью свои жилища от армии «золотых богов». Вот отважный сельский парень Сенька-пулеметчик «летит солнечной пылью… и строчит умелой рукой по вражеским рядам. Вот уже пошли в бой с вилами, топорами, а враг — стеной-стеной налегает, чтобы разбить крестьянские ряды…».Все пришло в движение.
Все ожило, все действует. Писатель умеет прислушаться и услышать душу крестьянскую, услышать и воспроизвести ту боль, ту муку, то горе, которое взывает на протяжении веков к человеческому разуму и чувствам.
Произведения Г. Косынки опираются на народную мораль. Писатель хорошо знал жизнь, быт, язык и психологию человека, умел не только наблюдать, анализировать, но и сопереживать. Образы, как правило, раскрываются словно изнутри — в раздумьях, наблюдениях, внутренних спорах.
Разговоры о современном селе на примере произведений Г. Косынки