Размышление на тему морально-эстетичных ценностей: Воспитывая гражданина
Воспитывая гражданина — носителя лучших достояний национальной и мировой культуры, учитель литературы стремится создать атмосферу полного доверия между взрослым и ребенком, привлечь последнего к учебному процессу так, чтобы ученик сам мог мотивировать свою деятельность как на уроке, так и во внеурочное время, формируя собственную систему морально-эстетичных ценностей. Кроме того, быть одним из краеугольных камней дальнейшего профессионального совершенствования своего педагога-наставника. Представленные ниже материалы имеют целью презентовать пути создания и использование учебно-методического обеспечения самореализации личности на уроках зарубежной литературы и во внеурочное время ученика сельской школы в условиях отдаленности от областного центра, где сосредоточен основной научно-методический авангард нашего региона.
Инновационные идеи, положенные в основу опыта. Главным объектом в учебно-воспитательном процессе вообще должен быть каждый конкретный ребенок. На этом и должна строиться вся система педагогической деятельности учителя, направленная на всестороннее личностное развитие каждого воспитанника. В основе представленного педагогического опыта личностно-ориентированное обучение, использование интерактивных технологий, формирование проектной культуры школьника, его самообразовательная деятельность, развитие творческих способностей, учитывая сферы заинтересованности ученика и его возможности и таланты. Успешный путь самореализации подростка — это целенаправленный путь пропедевтики к профессиональным интересам и самореализации на следующих этапах обучения: в средне специальных и высших учебных заведениях, а далее — во взрослой жизни.
Поэтому необходимым является на данном этапе формирование жизненных компетенций школьника, создавая методический аппарат учебного процесса, используя как традиционные, так и новейшие технологии, региональные и всеукраинские программы, разработанные с учетом стандартов образования, которые отвечают требованиям современной общественной жизни нашего государства.
Теоретическая база опыта. Модернизация же учебно-воспитательного процесса предусматривает создание условий для реализации каждым школьником собственной образовательной траектории, определенной его учебными возможностями, запросами, интересами, задатками и способностями.
В таких условиях актуализируется необходимость преодоления традиционного разногласия обучения — между требованиями общества относительно уровня образованности и воспитанности подрастающего поколения и нуждами и интересами самих учеников. Итак, с одной стороны, должен быть обеспечен достаточно высокий образовательный уровень граждан Украины, что является предпосылкой конкурентоспособности нации во всех сферах жизни, а с другой стороны, положенный в основу учебно-воспитательного процесса личностно сориентированный подход предусматривает удовлетворение интересов и нужд личности, которые могут не совпадать с определенными требованиями.
Я глубоко убежден в том, что понимание учеником значения творчества того или иного писателя происходит непосредственно — через призму собственных ассоциаций, наблюдений и выводов. И учитель должен выступать здесь в роли «дирижера хора», а не «первой скрипки». Так, изучая тему «Старик и море» — повесть-притчу о человеке. «Жизнеподобный» сюжет и философско-символическое содержание повести» (2000/2001 уч. год), одиннадцатиклассникам была предложена мини творческая работа на развитие ассоциативных и абстрактных процессов мышления с ключевыми понятиями «море» и «человек». «Человек и море — это две загадочные стихии, наполненные неизвестностью и красотой. Море наделяет человека прекрасными чувствами могущества его природы. Морские волны еще больше предоставляют водным пространствам чарующую привлекательность. «А человек среди этой беспредельности, словно чайка, дрейфует, любуясь вечной красотой…» (Игорь Пономаренко).
Уроки зарубежной литературы — это уроки эстетики художественного текста, проявления неординарного таланта писателя на фоне определенной эпохи и культуры. Устаревшей является доминирующая воспитательная функция литературы. Воспитание имеет целью не морализаторскую, а эстетичную, т. е. такую, что побуждает учеников к самоотдаче через собственное творчество.
Важным этапом для достижения синтезирующих моментов на уроках и во внеурочное время, является систематизированная работа над всеми этапами учебного материала (постоянное выполнение письменных домашних заданий своего уровня, самостоятельное прочтение художественного произведения, работа на уроке в ситуативных группах по видам домашних заданий, в группах по единым и дифференцированным задачам, индивидуальная работа по моделированию, элементы литературоведческого анализа). Упомянутые виды обучения воплощаются через такие формы, методы и приемы, как тренинг («Место под солнцем». Создание калиграммы «Человек и животный мир» в виде солнца — по сказке Р. Киплинга «Маугли», 5 класс), образная форма построения пространства и художественных явлений (Создание дома «братства» на основе ключевых понятий — по сказке Р. Киплинга «Маугли», 5 класс; диаграмма взлета — падения Цахеса по произведению Гофмана, 8 класс).
Эффективными средствами обучения как на уроке, так и во внеурочное время являются дистанционные образовательные программы, элементы литературоведческого анализа на фоне виртуального простора, создание и просмотр веб-, графических и мультимедийных проектов, работа с электронными энциклопедиями. Но отсутствие в кабинете зарубежной литературы компьютерной системы делает невозможным воплощение их в реальность. Использование же устаревших программ на компьютерах кабинета информатики искажает визуальное восприятие учебного материала, а поэтому часто школьник приходит к неправильным обобщениям. Важным этапом усвоения программного (и внепрограммного) материала является использование межпредметных связей в их органическом объединении.
На уроках произведения музыки, живописи, художественные тексты, исторические факты могут быть как объектом исследования, так и первоисточником в творческом процессе, или фоновым материалом, который позволяет воспринимать художественное сочинение и мироощущение школьника целостно, «по-иному», т. е. «по-новому» качественно (исследование исторического факта и вымысла по произведениям «Песня о Роланде», «Перчатка» (6, 8 класс), чтение в оригинале и анализ произведений немецкой, английской, польской, японской национальных литератур (5,7,8, 11 класс), их художественный перевод, восприятие любовной и пейзажной лирики на фоне симфонического года (7,8, 11 класс), создание образов-шифров по танка Исикавы Такубоку).
Одним из путей реализации учебно-воспитательных целей в условиях формирования личности ученика, стимуляции его стремления к самореализации стала разработка и апробация методического проекта «Формирование активной читательской деятельности. Система разноуровневых и индивидуальных задач» для 5-9 классов». Это систематическая работа учеников над задачами (схемами, таблицами, разножанровыми творческими роботами) дома и на уроке, под руководством родителей и учителя.
Размышление на тему морально-эстетичных ценностей: Воспитывая гражданина