• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Размышления над рассказом А. П. Чехова «Человек в футляре»

 

Размышления над рассказом А. П. Чехова «Человек в футляре»

Человек в футляре… Какое, казалось бы, странное выражение, а как точно оно отражает человеческую сущность. Когда я пробую представить себе этот образ, мне видится человечек, запертый в тесной маленькой черной коробочке.

И самое интересное, что этот человечек не пытается вырваться из окружающих его стен, ему там хорошо, уютно, спокойно, он отгорожен от всего мира, страшного мира, заставляющего людей мучиться, страдать, ставящего их перед сложными проблемами, для решения которых необходимо обладать определенной решительностью, благоразумием. Чехов рисует человека, которому не нужен этот мир, у него есть свой, кажущийся ему лучше. Там все облачено в чехол, покрыто и внутри, и снаружи. Вспомним, как выглядел Беликов: даже «в очень хорошую погоду» он «ходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». И зонтик, и часы у него были в чехле, даже «…лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник».

Беликов всегда носил «темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». То есть стремление уйти в футляр давало о себе знать всегда и везде. Настоящее вызывало истинное отвращение у Беликова, он «всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было».

Даже профессия его — преподаватель греческого языка — соответствует беликовскому мировоззрению: она как бы относит нас на много веков назад, в далекое прошлое. А его мышление? Оно тоже все закупорено, зашито. Он даже мысль свою прятал в футляр. «Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Почему?

Да потому что в запрещении все четко, определенно, понятно. Все в футляре, ничего нельзя! Вот это — идеальная жизнь в понимании Беликова.

Но страшно другое: казалось бы, живешь ты в своем футляре — пожалуйста, живи и дальше. Но не таков был Беликов. Свои цепи, цепи правил, беспрекословного подчинения, истинной любви к начальству, он вешал на весь окружающий мир. И самое интересное, что он добивался своего, угнетая всех невероятной осторожностью, футлярными соображениями, он давил на людей, как бы обволакивая своим темным чехлом. Беликов против всего нового, яркого, постоянно опасается, как бы чего не вышло, как бы не дошло до начальства!

Действительно, возникает ощущение закупоренности, даже безжизненности. Футляр «обволакивает» его мозг, служа «громоотводом», подавляя положительные эмоции на корню. Этот «черный футляр» не выдерживает яркого света, поэтому долой все, даже самые невинные, но не положенные по циркуляру развлечения. Работая в коллективе, Беликов осознает, что надо бы поддерживать отношения с сослуживцами, а потому старается проявить дружественность, быть хорошим товарищем.

Это, конечно, прекрасно, но в чем же эти чувства находят выражение? Он приходит к кому-нибудь в гости, тихо садится в углу и молчит, тем самым, как он думает, выполняя долг настоящего товарища. Вполне естественно, что эту робкую «серую мышку» никто не любит, да и от него любви не ожидает.

Но даже в таком человеке просыпаются какие-то чувства, пусть они очень слабенькие, можно сказать, «еще в самом зародыше», но они есть. И возникают эти чувства по отношению к Варваре Саввишне Коваленко, сестре нового учителя истории и географии. Но и тут Беликов «прячет голову в песок»: все-де надо обдумать, проверить. «Варвара Саввишна мне нравится, …и я знаю, жениться необходимо каждому человеку, но… все это, знаете ли, произошло как-то вдруг… Надо подумать».

Даже свадьба у Беликова должна быть строго «регламентирована», а то «женишься, а потом, чего доброго, попадешь в какую-нибудь историю». Принять ответственное решение Беликову очень трудно. Ему надо долго готовиться, собираться, а там, глядишь, и проблема сама собой решится, все будет вновь тихо и спокойно.

Но реакция Беликова на эти проблемы очень болезненная, за футлярностью, захлопнутостью от внешнего мира скрывается очень ранимый человек. Вспомним, как на него действует карикатура, что он испытывает, когда Варя видит его падающим с лестницы. Эти потрясения пробивают футляр, а для Беликова это равносильно смерти в прямом смысле слова. Но когда учитель греческого языка умирает, создается впечатление, что именно ради этого момента он и жил. «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».

Да, Беликов не выйдет, но «сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!» Возможно, будет их еще много, но попробуем поразмыслить, что ждет человека, ведущего футлярный образ жизни, в старости. Ведь, наверное, в конце жизненного пути необходимо ощущение того, что не зря он жил на этом свете, нужен кто-то, кто позаботился бы о тебе, дал, так сказать, «водицы напиться». А если человек жил в футляре, футляре «без окон, без дверей», то что же его ждет?

Одиночество, я думаю, нежелание окружающих принять в его судьбе какое-либо участие. А одиночество — это страшно, даже для тех, кто покрыт чехлом с ног до головы.



Размышления над рассказом А. П. Чехова «Человек в футляре»

Другие сочинения по теме:

  1. Анализ рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре» Когда я пробую представить себе Беликова, мне видится человечек, запертый в тесной маленькой черной коробочке. Человек в футляре… Какое, казалось...
  2. Образы футлярных людей в рассказе Чехова — «Человек в футляре» Человек в футляре… Какое, казалось бы, странное выражение, а как точно оно отражает человеческую сущность. Когда я пробую представить себе...
  3. Краткое изложение Человек в футляре А. П. Чехов А. П. Чехов Человек в футляре Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский...
  4. Образ Беликова в рассказе Человек в футляре Чехова Больше десятка лет разделяет рассказ А. П. Чехова, «Человек в футляре» от начальной юмористики, но одним из наиболее знаменитых творений...
  5. Человек в футляре краткое содержание Чехов А. П. Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии...
  6. Символический смысл образа Беликова в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» Тему «футлярного человека» можно по праву считать сквозной в творчестве Чехова. Первый шаг в раскрытии этой темы писатель делает еще...
  7. Анализ рассказа Чехова Человек в футляре 6 Футляр — это предмет, в который что-то можно спрятать. В него может поместиться все что угодно. Антон Павлович поместил в...
  8. Символический смысл образа Белякова в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» Тему «футлярного человека» можно по праву считать сквозной в творчестве Чехова. Первый шаг в раскрытии этой темы писатель делает еще...
  9. Краткое содержание «Человека в футляре» Чехова Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь...
  10. Авторская позиция в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» В 80-х годах, когда Чехов писал свои рассказы, казенщина в человеческих отношениях проникла во все слои общества и главным правилом...
  11. Вопросы и ответы к рассказу А. П. Чехова «Человек у футляре» Что находится в центре внимания Чехова — курьезный случай, происшедший с чудаком, или жизнь в ее уродливых проявлениях? Ответ обоснуйте....
  12. Краткое содержание «Человек в футляре» Чехов На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия, расположились на ночлег запоздавшие охотники: ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель...
  13. Что такое «беликовщина» на примере рассказа «Человек в футляре» В 80-х годах, когда Чехов писал свои рассказы, казенщина в человеческих отношениях проникла во все слои общества и главным правилом...
  14. Викторина по рассказам А. П. Чехова «Человек в футляре», «Ионыч», по пьесе «Вишневый сад» 1-й конкурс: «Кто это говорит?» Задание: Прочитайте выразительно отрывок, определите героя и дайте ему характеристику. 1. «Вся Россия наш сад....
  15. Неприятие автором жизненной позиции своих героев в рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» задумывались Чеховым как части одного большого цикла, который, к сожалению, так и не...
  16. Мои размышления над рассказом А. Солженицына «На изломах» Подошло к концу 20-е столетие, которое было отмечено трагическими событиями, повлиявшими на жизнь страны и на судьбы живущих в ней....
  17. Размышления над рассказом М. Горького «Старуха Изергиль» «Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу», — так начинает Максим Горький одно из своих лучших...
  18. Размышления над рассказом И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» При первом прочтении рассказа меня, прежде всего, поразила выпуклость, объемность, рельефность деталей. Это можно сравнить с живописью средневековых голландских и...
  19. Размышления над рассказом Бунина «Сны Чанга» И. А. Бунин является типичным представителем писателей рубежа веков. Бунин — фаталист, его произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизма. Его...
  20. Размышляя над рассказом А. П. Чехова «Дама с собачкой» Чехов относится к таким мастерам художественного слова, чьи произведения воспринимаются и принимаются по-разному. Чехов «нормален» — в хорошем смысле этого...
« Уважение к старшим — закон нашей жизни
Абітурієнти матимуть право скласти ЗНО з 4-х предметів »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения