«Размышления у парадного подъезда» анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» написано Некрасовым в 1858 году. Из воспоминаний Панаевой известно, что в один из дождливых осенних дней Некрасов видел из окна, как от подъезда, в котором жил министр государственных имуществ, дворник и городовой прогоняют крестьян, толкая их в спину. Через пару часов стихотворение было готово.
Жанровая сценка, которая стала основой стихотворения, дополнилась сатирой и обобщениями.
Стихотворение было напечатано Герценом в журнале «Колокол» без подписи автора.
Литературное направление, жанр
Стихотворение реалистично описывает болезнь всего русского общества. Знать ленива и равнодушна, перед ней раболепствуют остальные, а крестьяне бесправны и покорны. Жанровая сценка у парадного подъезда — повод к размышлению о судьбе русского народа и русского общества.
Это образец гражданской лирики.
Тема, основная мысль и композиция, сюжет
Стихотворение Некрасова сюжетное. Его можно условно поделить на 3 части.
Первая часть — описание обычного дня из жизни подъезда. По торжественным дням к важному лицу приезжают с визитами или просто оставить имя в книге. В будни приходят убогие, «старик и вдовица».
Не все просители получают просимое.
Далее описана история конкретных просителей. Мужики не были допущены к важному лицу швейцаром.
Вторая часть посвящена «владельцу роскошных палат». Начинается она с обращения наблюдателя — лирического героя. Негативная характеристика вельможи завершается призывом пробудиться и воротить просителей.
Далее описана предполагаемая жизнь и смерть вельможи.
Третья часть — это обобщение и возведение данного конкретного случая в типичный. Нет на родной земле такого места, где бы русский мужик, сеятель и хранитель этой земли, не страдал. В состоянии духовного сна находятся все сословия: и народ, и владельцы роскошных палат.
Для народа есть выход — проснуться.
Тема размышлений — судьба русского народа, кормильца — русского крестьянства. Основная мысль состоит в том, что народ никогда не пробьется к парадным подъездам господ, это жители разных непересекающихся миров. Единственный выход для народа — найти силы для пробуждения.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано разностопным анапестом с неупорядоченным чередованием трехстопного и четырехстопного. Женская и мужская рифмы чередуются, виды рифмовки тоже меняются: кольцевая, перекрестная и смежная. Концовка стихотворения стала студенческой песней.
Тропы и образы
Стихотворение начинается с метонимии в сочетании с метафорой. Город одержим холопским недугом, то есть жители города раболепствуют, как холопы, перед вельможей. В начале стихотворения сухо перечисляются просители. Особое внимание рассказчик уделяет описанию мужиков и пользуется эпитетами: некрасивы, загорелые лица и руки, армячишко худой, спины согнуты, скудная лепта. Выражение «Пошли они, солнцем палимы» стало афоризмом.
Сострадание вызывает пронзительная деталь: крестьяне, которых прогнали, идут с непокрытыми головами, проявляя почтение.
Вельможа описан с помощью высокопарных метафор. Он держит в руках земные громы, а небесные его не страшат. Жизнь его бежит вечным праздником. Слащавые эпитеты поэтов-романтиков описывают райскую жизнь вельможи: безмятежная аркадская идиллия, пленительное небо Сицилии, благовонная древесная тень, солнце пурпурное, море лазурное.
Конец жизни вельможи описан с иронией и даже сарказмом. Герой будет втихомолку проклят отчизною, дорогая и любимая семья ждет его смерти с нетерпением.
В третьей части снова используется метонимия. Лирический герой обращается к родной земле, то есть ко всем ее обитателям. Он открывает для всех сословий жизнь стонущего народа.
Глагол стонет повторяется как рефрен. Песня народа подобна стону .
После обращения к русской земле, Некрасов обращается к Волге. Он сравнивает народную скорбь с разливающимися водами русской реки. В этой части Некрасов снова пользуется эпитетами весна многоводная, народ сердечный, стон бесконечный. Последнее обращение-вопрос к народу: проснется ли он, или его духовный сон будет длиться вечно, согласно естественному ходу вещей?
Для реалиста Некрасова этот вопрос не риторический. Выбор есть всегда, реальность непредсказуема.
«Размышления у парадного подъезда» анализ стихотворения Некрасова