Разработка урока музыки по теме: «Музыкальный жанр — марш» 1 класс, 1 четверть
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 85
Разработка урока
По теме:
«Музыкальный жанр — марш»
1 класс, 1 четверть
Разработчик:
Колесник Людмила Витальевна
Учитель музыки
Высшей квалификационной категории
Г. Тайшет 2014 год
Цель : Познакомить с жанром «марш»; закрепить понятие о правильной певческой посадке.
Задачи:
Научить определять жизненную основу маршей;
Познакомить с заданиями музыкальной разминки;
Научить понимать дирижерские знаки внимания;
Познакомить с понятие «разогрев вокального аппарата»;
Научить выражать характер маршевой музыки в пении, пластическом интонировании;
Развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями;
В процессе вокально-хоровой работы развивать навыки певческого дыхания и метроритмическое чувство;
Развивать творческие способности, инициативу и самостоятельность обучающихся;
На основе эмоционального восприятия воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством;
Формировать здоровьесберегающие положительные привычки, связанные с вокально — хоровой работой;
Обогащать духовный мир обучающихся.
Тип урока: урок углубления знаний.
Форма урока: путешествие в мир маршевой музыки.
Методы и приемы: словесный ; наглядно — зрительный ; наглядно — слуховой ; практический метод; игровой.
Оборудование:
Музыкальный центр, DVD проигрыватель, синтезатор, компьютер, портреты композиторов : П. И Чайковский, С. С. Прокофьев.
Музыкальный материал:
«Гимн школы» Т. Селезнева, Л. Колесник
«На горе-то калина» русская народная песня
«Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковский
«Марш» С. С. Прокофьев
«Встречный марш» С. А. Чернецкий
«Спортивный марш» М. Блантер
Ход урока
Повторение пройденного материала, введение новых понятий
Звучит «Гимн школы», ученики входят в класс.
Ребята, под какую музыку вы вошли в класс?
Какой у нее характер?
Были в ней короткие и долгие звуки?
Как называется сочетание коротких и длинных звуков?
Давайте повторим это слово все вместе по взмаху моей руки.
Понятие «музыкальная разминка»
Ребята, сегодня вы будете слушать музыку и петь песни. Но прежде чем начать петь, проведем музыкальную разминку. Что такое музыкальная разминка? Это — как зарядка для организма человека. Ведь вы занимаетесь зарядкой по утрам?
Чтобы были сильными ваши руки, чтобы становились крепкими мускулы. А поете вы горлом, значит, и для вашего горла тоже нужна зарядка, чтобы разогреть его перед пением.
А слушаем музыку мы ушами, значит, и для того, чтобы ваши уши умели внимательно слушать музыку, им тоже требуется особая зарядка которая приучала бы их вниманию.
Ритмический диктант
Ладонями отхлопываю ритм, ребята повторяют. Постепенно ритмические фразы усложняются.
Дыхательная гимнастика
Немного усложним упражнение. Попробуйте два раза ударить в ладоши, а следующие два раза — пальчиками. Как будто вы играете на барабане: раз — два — два хлопка, три — четыре — два удара пальцами. .
Теперь я прошу вас это упражнение совместить с дыханием. На счет раз — два вам надо широко открывать рот и взять дыхание. На три — четыре — свести губы в трубочку и сделать выдох. При этом ритмические движения остаются.
Перед тем как вы начнете петь звуки, давайте вспомним правила певческой посадки. .
Как вы думаете, для чего во время певческой посадки надо расправлять плечи? .
Чтобы вы лучше запомнили правила певческой посадки, я прочитаю вам такой стишок :
Сяду прямо, не согнусь
И за пение возьмусь.
Исполняем попевку
Вот теперь, когда вы разогрели свои горлышки, можно приступить к разучиванию песни.
«Гимн школы» — продолжение разучивания.
Повторяем слова песни, затем приступаем к разучиванию мелодии.
Теперь вы знаете текст и мелодию, осталось красиво и выразительно исполнить эту песню под аккомпанемент.
«На горе — то калина» — повторение, пение с движениями.
Наигрываю на инструменте мелодию песни.
Скажите, ребята, как называется эта песня? .
А кто сочинил эту музыку? .
Давайте добавим к песне движения.
Повторение пройденного материала, «собирание внимания» перед прослушиванием музыки.
На прошлом уроке вы познакомились с маршем. Как можно узнать такую музыку?
Вы слушали «Марш» композитора С. С. Прокофьева. Напомните, кто такой композитор?
Посмотрите на портрет композитора С. С. Прокофьева. Он написал много музыки для детей, вы ее услышите на наших уроках.
И сейчас вы послушаете «Марш» С. С. Прокофьева. Но прежде я хочу, чтобы вы сосредоточились, ведь когда начинает звучать музыка, важно сконцентрировать внимание. Сейчас ваше внимание я соберу руками. Я буду выполнять руками движения, и после каждого из них вы должны становиться все внимательнее.
А я за этим понаблюдаю — правильно ли вы выполняете мое задание.
Вот я вижу, что вы все смотрите на педагога, у вас собранная посадка и сосредоточенный взгляд. Значит, вы готовы внимательно слушать музыку.
Какой характер у этой музыки?
На каком инструменте исполнялся марш?
Хором повторите имя, отчество и фамилию композитора, написавшего этот марш.
Прослушайте «Марш» еще раз и промаршируйте под него. Только сначала разучим движения, которые вы будете выполнять во время маршировки.
1-й такт: счет раз-два — руки вверх, счет три-четыре — руки на пояс.
2-й такт: те же движения.
3-4-й такты: простой марш на месте с энергичным движением руками.
5-8-й такты, все движения повторяются сначала.
Знакомство с новым материалом
В музыке существует много разных маршей — военный, под который шагают на параде, спортивный, который звучит на стадионе. Угадайте, какой марш прозвучит сейчас.
Какая по жанру музыка сейчас прозвучала?
Как вы узнали, что это марш?
Какой характер у этого марша?
Кто мог шагать под эту музыку?
Где мог звучать такой марш?
Посмотрите на рисунки, размещенные на доске. Что на них изображено?
Какой рисунок — № 1 или № 2 — подходит под звучание военного марша?
Теперь послушайте второй отрывок. Что это за музыка? (Звучит «Спортивный марш» М. А. Блантера. Дети отвечают
На аналогичные вопросы к данному произведению.)
Игровой момент «Кукольный парад»
Следующая музыка — кукольный марш. Представьте себе, что перед вами проходит парад, но в нем участвуют кукольные сольники. Вот и музыка, которую вы сейчас услышите, носит такое
Название — «Марш деревянных солдатиков». Повторите все вместе название этого произведения.
Музыку этого марша написал композитор Петр Ильич Чайковский. Давайте хором повторим имя, отчество и фамилию композитора.
Посмотрите на портрет композитора П. И. Чайковского.
Чтобы вам было веселее слушать музыку, вообразим, будто мы принимаем участие в кукольном параде. Мы будем маршировать и играть на барабанах.
Представьте себе, что вы берете в руки барабанные палочки — возьмите их пальчиками, а не в кулачки. Поочередно несколько раз ударьте палочками в барабан.
Теперь прошу вас подняться со своих мест.
Выпрямитесь, приготовьтесь к параду, возьмите в руки барабанные палочки. А теперь слушаем музыку и шагаем в ее ритме.
Какой характер у кукольного марша?
Посмотрите на доску. Какой рисунок соответствует звучанию этого марша?
Попробуем отстучать ладошками ритм «Марша деревянных солдатиков». А чтобы вам было легче это сделать, запомните слова:
В детском мы альбоме
У игрушек в доме,
Звонкий марш нас радостно встречал.
Видите, какой необычный ритм в этом марше. Теперь споем его начало.
С какой музыкой вы сегодня встречались на уроке?
«Во поле береза стояла» — какая это музыка?
Какую еще песню вы разучивали и пели? Под какую музыку вы шагали? Какой композитор сочинил этот марш? Какие марши сегодня пришли к вам в гости?
Как называется кукольный марш?
Кто написал «Марш деревянных солдатиков»?
Как называется человек, который пишет музыку?
Вы узнали, что звуки бывают длинные и короткие. Угадайте, какие звуки сейчас прозвучат — длинные или короткие. Закройте глаза и слушайте.
Ответы можно произносить вслух хором.
Выход из класса под музыку
Разработка урока музыки по теме: «Музыкальный жанр — марш» 1 класс, 1 четверть