Развернутая экспозиция рассказа Чехова «Злой мальчик»
Чехова «Злой мальчик» — история о двух влюбленных, Иване Ивановиче Лапкине, «молодом человеке приятной наружности» и Анне Семеновне Зямблицкой, «молодой девушке со вздернутым носиком». Кроме черт внешности персонажей, из развернутой экспозиции (оканчивается словами «Он стоял в воде, глядел на молодых людей и ехидно улыбался») читатель узнает, что действие экспозиции происходит на берегу реки, где молодые люди «принялись за рыбную ловлю», и о взаимной любви героев.
Я отношу диалог к экспозиции, а не к завязке, т. к. развитие дальнейшего действия, основываясь на заданных фактах (молодые, романтичные, влюбленные), отталкивается все-таки от проблемы, которой в рассказе служит даже не столько факт появления брата Анны Семеновны, гимназиста Коли, сколько то, что он говорит, его позиция по отношению к влюбленным: «А-а-а… вы целуетесь? — сказал он.- Хорошо же! Я скажу мамаше».
Итак, проблема героев, мешающая их отношениям — «злой мальчик». Т. е. завязкой действия служит появление брата героини и проявление его «низкого, гнусного и мерзкого» характера. Далее — действие классически развивается по восходящей. Конфликт начинает разрастаться сразу после обозначенной реплики Коли, в его коротком диалоге с Лапкиным: — Надеюсь, что вы, как честный человек… — забормотал Лапкин, краснея. — Подсматривать подло, а пересказывать низко, гнусно и мерзко… Полагаю, что вы, как честный и благородный человек… — Дайте рубль, тогда не скажу! — сказал благородный человек. — А то скажу. Лапкин вынул из кармана рубль и подал его Коле. Тот сжал рубль в мокром кулаке, свистнул и поплыл.
Отметим, что приведенный диалог служит моделью, по которой читатель может восстановить и остальные подобные разговоры, о которых автор говорит: «Весь июнь Коля не давал житья бедным влюбленным». Такое использование композиционного элемента позволяет, во-первых, не «затягивать» рассказ и сохранять интерес читателя к нему, а во-вторых, задействовать воображение читателя. Кульминация в рассказе спорна. Разумеется, можно обозначить событие, случившееся как-то раз за обедом как наивысшую точку действия. В поддержку такого мнения можно привести определение понятия «кульминация»: наивысшая точка напряжения в развитии конфликта, в которой раскрывается сущность противоборствующих характеров. Действительно, в этом эпизоде характеры героев раскрыты ярко: Как-то раз, за обедом, когда подали вафли, он [Коля] вдруг захохотал, подмигнул одним глазом и спросил у Лапкина: — Сказать? А? Лапкин страшно покраснел и зажевал вместо вафли салфетку. Анна Семеновна вскочила из-за стола и убежала в другую комнату. Но, с другой стороны, мы не узнаем ничего нового о героях. Застенчивость Лапкина так же четко была показана в 1ом диалоге у реки (через использование незаконченных фраз и умолчаний), там же мы узнали о грубости и бестактности Коли, о смущении Анны Семеновны читатель мог догадаться хотя бы по тому, что она вела себя абсолютно пассивно перед наглостью младшего брата. К этим рассуждениям можно добавить и факты текста: после эпизода за обедом не происходит перелома действия.
Читаем: «И в таком положении молодые люди находились до конца августа», — т. е. приведенный Чеховым эпизод подобен первому диалогу по роли в тексте. А где же, собственно, кульминация? Думается, перелом действия наступает с объявлением помолвки влюбленных. В тексте на это есть прямое указание: «И в таком положении молодые люди находились до конца августа, до того самого дня, когда, наконец, Лапкин сделал Анне Сергеевне предложение», — т. е. ситуация резко изменилась. С официальным обнародованием отношений герои получают право на встречи и поцелуи, а Коля лишается власти над ними.
После предложенной кульминации действие быстро идет к логическому завершению — справедливому наказанию «злого мальчика» (в тексте действие по нисходящей представлено одним предложением: «Поговоривши с родителями и получив согласие, Лапкин прежде всего побежал в сад и принялся искать Колю»). Само наказание при таком рассмотрении композиции — развязка. Четкой и яркой при этом раскладе представляется и идея рассказа: показать нелепость и всесильность некоторых общественных традиций. Ведь чувство молодых людей не изменилось от объявления помолвки, не стало глубже и сильнее, но, тем не менее, теперь оно ЗАКОННО, дозволено, в отличие от «незаконной» влюбленности, которую эксплуатировал Коля.
Характерно, что и сами молодые люди считали свои отношения до официального объявления неправильными — отсюда и слабость их перед наглостью гимназиста. Сам Коля не столько «подлец», сколько находится под властью традиций общества, подобно Лапкину и Анне Сергеевне. Чехов, заставляя нас смеяться над ситуацией, заставляет и задуматься над ее противоестественностью, которая из ребенка делает доносчика, а из влюбленных — преступников.
Развернутая экспозиция рассказа Чехова «Злой мальчик»