• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Готовые сочинения > Развитие литературы: Главное влияние Пушкина на творчество Гоголя

 

Развитие литературы: Главное влияние Пушкина на творчество Гоголя

Главное влияние Пушкина на Гоголя заключалось в той народности, которая, по словам самого Гоголя, «состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа». Статья Гоголя «Несколько слов о Пушкине» лучше всяких рассуждений показывает, в чем состояло влияние на него Пушкина» 2. Мы еще вернемся к названной статье Гоголя, но в данном случае отметим, что проблема народности связана с развитием реалистических принципов художественного видения мира. Идея народности, как известно, выдвинулась на первый план в 20-е гг. прошлого века, и зарождение ее во многом было предопределено романтической эстетикой. В статье «О народности в литературе» Пушкин сформулировал свое понимание народности, которое во многом сводилось к идее национального искусства,, что отвечало требованиям романтической эстетики, так как именно в романтизме категория на» ционального в искусстве получает глубокое развитие. Дальнейшее развитие этой идеи связано с именем Гоголя, в значительной степени опиравшегося на опыт Пушкина при изложении своего понимания народности.

Решительное утверждение Гоголя в том, что истинная народность «состоит не в описании сарафана, но в духе народа», выдвигает важнейшее требование реалистической эстетики — изображая действительность, писатель должен разделять точку зрения народа, а это, в свою очередь, невозможно без глубокого познания жизни народа, прошлого и настоящего, его художественного наследия в целом. Достаточно вспомнить отношение Гоголя к народному творчеству, в ча-стности к народным песням. Их значение для становления писателя он ярко раскрыл в статье «О малороссийских песнях».

Поиски народной точки зрения приводят Гоголя к существенной перестройке эстетических принципов, которые формируются на новой, реалистической основе, сохраняя связь с романтической эстетикой и другими, более ранними явлениями в истории искусства. Особенно наглядно это проявилось, к примеру, в перестройке повествовательных структур, тяготеющих к исторически объективному взгляду на мир. Поиски в этом направлении заметны уже в сборнике Гоголя «Миргород», в котором он стремится представить несколько рассказчиков, достигая тем самым объективности, полноты изображения действительности. Это качество повестей «Миргорода» отметил Г. А. Гуков-ский, анализируя «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»: «Повесть о ссоре написана в остро подчеркнутой сказовой манере. С первых же строк ее и далее через весь ее текст проходит стилистически доведенное до гротеска «я» рассказчика… Рассказчик — ив своих риторических восторгах, и в своих затрапезных а райе, и шуточках — очевидно комичен; он сам является не только носителем рассказа, но и объектом изображения или, более того, сатиры, и сатиры весьма серьезной. Он нимало не противостоит своим героям, как и всей среде, их окружающей, пошлейшей, презренной среде, доводящей человека до постыдной «земности». Он сам — плоть от плоти этой среды. Он — один из всей этой компании миргородских пошляков, один из Иванов Ивановичей, Никифоровичей и еще Ивановичей, изображенных в повести. Он — так сказать, субъект изложения — полностью слит с объектом его.,. Значит, рассказчик, очень конкретизованный стилистически, предстает перед читателем как бы в виде духовной сущности того круга явлений действительности, который изображается, в виде голоса той коллективной пошлости, которая описана в повести»‘. В эпилоге повести появляется еще один рассказчик — он «двенадцать лет не видел Миргорода», а история, изложенная в повести, реальна, продолжающаяся и в настоящем. Здесь возникает образ автора, который не имеет автобиографического сходства писателя с рассказчиком, т. е. появляется точка зрения человека-гражданина, выносящего с позиций народа горький приговор пошлому миру Миргорода: «Скучно на этом свете, господа!» И поэтому Г. П. Макогоненко видит в этом приеме прообраз поведения автора в поэме «Мертвые души», где он будет «постоянно выходить из мира Чичикова и мертвых душ, чтобы вступать в доверительный разговор с читателем и судить окружающую действительность с позиции освоенной пушкинской народности»‘.

Статья Гоголя «Несколько слов о Пушкине», следовательно, является одновременно осмыслением художественного опыта Пушкина (в первую очередь «Евгения Онегина», «Бориса Годунова», «Полтавы») и эстетической программой самого Гоголя, идеи которой отразились уже в «Миргороде». Статья стала важной вехой в развитии русской эстетической мысли в ее движении к реализму.

Одно из главных открытий Пушкина, по мнению Гоголя,- это открытие «поэзии действительности», утверждение необходимости изображать «обыкновенное»: обыкновенную жизнь, обыкновенного человека. Задача художника-изображать «предмет обыкновенный», что требует высокого таланта, потому что «чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное и чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина». Позже в «Авторской исповеди» Гоголь скажет, что предметом его художественного исследования была «современность и жизнь ее в настоящем быту». О необходимости для художника «предаваться глубже исследованию жизни и нравов» он говорил уже в статье о Пушкине.



Развитие литературы: Главное влияние Пушкина на творчество Гоголя

Другие сочинения по теме:

  1. Значение поэмы «Двенадцать» и ее влияние на развитие литературы Сразу же после появления в печати поэма «Двенадцать» стала очень значительным событием литературной и общественной жизни молодой России. Она вызвала...
  2. Влияние творчества Шевченко на развитие литературы Великий украинский писатель, человек с необыкновенной, тяжелой судьбой, с мировой славой поэта-правдолюбца — это Тарас Шевченко. Его мысли понятные всем...
  3. Влияние сказки на развитие литературы ХХ — ХХI века Сочинение обзор, рекомендовано для старших и средних классов. Немало передовых изданий выпускалось в последнии годы. Но в последние десятилетия, особенно...
  4. Влияние творчества Вергилия на развитие древнеримской литературы Одобрительная оценка современников, Горация и Овидия. Переведена «Энеида» в античные времена на древнегреческий язык. «Энеида» стала главной книгой для школьной...
  5. Влияние Карамзина на историческое творчество Пушкина С 1816 года поэт начинает сходится с Карамзиным. В эту пору Карамзин выступал с публичными чтениями еще не изданной истории,...
  6. Влияние К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского на творчество Пушкина Творчество крупнейших поэтов-современников — К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского,- сыгравшее такую видную роль в первоначальном литературном становлении Пушкина, носило,...
  7. Творчество Пушкина и процесс развития русской литературы Пушкин — великий русский национальный поэт. Он стоит в ряду таких гениальных художников слова, как Шекспир, Гете, Лев Толстой. Поэзия...
  8. Влияние баллады на развитие прозаической повести В русской прозе 1820-1330-х годов фантастическая повесть сыграла роль, во многом сходную с той, которую играла баллада в русской поэзии...
  9. Николай Гоголь (1809-1852) — русский и украинский писатель. Влияние украинской культуры на развитие его творчества Цель: познакомить учеников с Н. Гоголем, писателем и личностью; выяснить влияние украинской культуры на развитие его творчества; формировать умение коротко,...
  10. Лирика Пушкина в представлении Гоголя Лирика Пушкина в представлении Гоголя — это совершенно особый мир, не имеющий себе равного и поэзии. «Если должно сказать о...
  11. Значение для русской литературы реалистических повестей и комедии Гоголя В произведениях Гоголя реализм обогащается той «социальностью», которая становится в дальнейшем характерной чертой «натуральной школы». С полным основанием В. Г....
  12. Влияние Байрона на ранее творчество Лермонтова Близость к Байрону в ранний период творчества Лермонтова наиболее ярко проявляется в повести в стихах «Литвинка» (1832), в которой поэт...
  13. Значение для русской литературы «Мертвых душ» Н. В. Гоголя В 1842 г. после долгого перерыва в печати с новой книгой выступил Н. В. Гоголь. Это были «Мертвые души», завершившие...
  14. Расскажите о влиянии украинской культуры на развитие творчества Николая Гоголя как писателя В литературу Гоголь пришел из Украины. Он родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в городке Большие Сорочинцы Миргородского уезда...
  15. Признание основополагающего значения Пушкина в трудах Гоголя Гоголь определил и художественное мастерство Пушкина, его умение «немногими чертами означить весь предмет», лаконизм и точность, а вместе с тем...
  16. Становление русской реалистической фантастики в прозе Пушкина и Гоголя Творческие искания Гоголя в середине 1830-х годов имели ДЛЯ этого процесса первостепенное значение. Впервые в русской литературе складывалась система фантастической...
  17. Особая роль книг Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород») в процессе становления литературы Для некоторых украинских культурных деятелей эти циклы Гоголя явились мощным стимулом, вызвавшим активный интерес к Украине, ее народу, истории и...
  18. Влияние Достоевского на творчество зарубежных писателей Огромное значение имело то, что ко времени расцвета творчества Достоевского в его последние два десятилетия наблюдался расцвет не только его...
  19. Творчество Н. В. Гоголя новый этап в становлении русского критического реализма В 1829 г. Гоголь едет за границу, чтобы рассеять неприятные ощущения по случаю неудавшейся публикации; в этом же году возвращается...
  20. Влияние национальной этики и эстетики на творчество Ясунари Кавабаты Ясунари Кавабата — один из самых известных японских писателей, чье творчество ярко виделяется преданностью традициям японской национальной литературы. Не случайно...
« Осуждение войны в романе Эриха Марии Ремарка «Три товарища»
Ньерд и его жена Скади. Фрейр и Фрейя »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения