Развитие модернизма в XX веке
Модернизм в 20 веке развивался активно. Т. к. это явление изменчиво, можно только наметить тенденции, характерные для новаторской деятельности.
В зарубежной литературе 19 века символизм дальнейшего развития не получил. Но опыт наследовали разные писатели.
Своеобразным явлением стал футуризм. Возник в Италии, ярко развивался в России. Установки футуризма сводились к тому, что деятели задумывали создать принципиально иное искусство.
Обновление языка было принципиально. Отказ от предыдущего опыта глобален.
Футуризм проявил себя и в изобразительном искусстве . Это было связано с опытом кинематографа .
Интересная особенность литературы 20 века — появление литературы потока сознания. К этому направлению относятся крупные писатели: Джеймс Джойс, Марсель Пруст, по-немецки писал Франц Кафк.
Поток сознания — особый прием, в который на первый план выходят разного рода ассоциации. Практически первооткрывателем был Л. Н. Толстой. В главе романа » Анна Каренина » с точки зрения героини воспроизводится перескакивающее сознание, которое с 1 стороны фиксирует внутреннее ощущение героини, и, вместе с тем, ее взгляд улавливает то, что на вокзале — все это фиксируется подряд единым потоком.
У Пруста этот поток организует несколько романов — полилогия «В поисках за утраченным временем» — процесс вхождения в эти поиски самое интересное.
Первый роман полилогии — «По ту сторону сна». Начинается повествование с того, как человек, страдающий бессонницей, готовится провести ночь. Он видит постель, лампу, книгу, кружок света.
И вспоминает, как радостно сквозь штору проникали лучи в его детство, дом, служанку. Одно за другим цепляется за сознание.
У Джойса самый известный роман — «Улисс». Действие происходит в 1 день, с утра до глубокой ночи. Важный объект — город Дублин. Немолодой семейный человек уходит из дома, проводит день вне дома. Этот день уподобляется странствиям Одиссея.
События мифа, переиначенные, образуют подводное течение романа. Так в литературу вошел неомифологизм.
Неомифологизм имеет разные проявления. С 1 стороны это возвращение в литературу сюжетов, связанных с древними мифами, и иногда прошедших через массу новых усвоений . С другой стороны мифологический сюжет может стать частью текста не специально. Например, Гарсиа Маркес «100 лет одиночества» — мотив потопа, мотив первородного греха — за сердце Урсулы соревновались 2 молодых человека.
Хосе Аркадио убивает соперника. Живут почти в раю, в Мокондо. С другой стороны Урсула и Хосе Аркадио близкие родственники и она боится вступать с ним в любовную связь, т. к. думает, что родится уродливый ребенок. Смерть приходит вместе с девочкой, которая приносит кости предков в мешочке.
У всех безумие, потеря памяти. Эсхатологический мотив — конец мира — цыган, который привозил невиданные мысли, оставляет книгу. Сказано, что ее прочтет последний в роду Буэнди, и в конце буря сметает Мокондо с лица земли, а читал обо всем, что было раньше.
В 20-е гг во Франции появляется еще одна модификация модернизма — дадаизм. Это молодые поэты Луи Арагон, Поль Элюар. Слово от фр. dada — так французские младенцы называют лошадок. Смысл дадаизма в том, что начинаю с нового листа.
Отрицается предшествующий опыт. Новая литература рождается из нерациональных, интуитивных форм. Формально отказались от знаков препинания .
Каждый читает их стихи в той интонации, которая ближе читателю. Отменили заглавные буквы в начале стихов. У Поля Элюара появляется стихотворение, которое можно было принимать за любовное, не зная названия.
Оказалось, что это гимн противостояния Франции фашистам.
Произведения, связанные с особой ветвью философии — экзистенциализм — философия существования. Философия существования восходит к учению Киркигора. Он утверждал, что человеку дано в жизни только одно — его собственное существование. Все люди разные, разобщены.
Опыт ни одного из них не совпадает с опытом другого. Солипсисты — люди, уверенные в том, что весь мир сводится к собственному я.
В 20 веке экзистенциализм имел 2 ветви: немецкий и французский . Казалось бы, то, что для древнего грека самое страшное наказание, для молодого человека это сознательный выбор. Сизиф сам выбирает этот труд, он одинок, и в этом выборе осуществляет свое я. Это выбор обреченного, но не сдающегося, был созвучен современникам Комю.
В трагедии «Мухи» Арестя, который в месть за отца уничтожает мать, преследуется богинями мщения. У Сартра это рои мух. Здесь опять вопрос о человеческом выборе.
Проблема чувства и долга .
Развитие модернизма в XX веке