Развитие отношений Обломова и Ольги
«Обломов» — центральный роман творчества замечательного русского писателя Ивана Александровича Гончарова. Автор писал его более 10 лет, постепенно оттачивая свое мастерство, свой слог, добиваясь поразительной точности во всех сценах, поэтому мы не перестаем восхищаться этим произведением и по сей день. Сюжетную основу «Обломова» составляет история драматической любви главного героя — дворянского интеллигента, помещика Ильи Ильича Обломова к Ольге Ильинской.
Главным в романе стал вопрос о том, что погубило его героя, наделенного от природы «пылкой головой, туманным сердцем», не чуждой «высоких помыслов» и «всеобщих человеческих скорбей» душою. Почему ни дружба, ни сама любовь, на время преобразившая было Илью Ильича, не смогли победить его жизненную апатию? Обломов ведет бездеятельную жизнь, он ничем не интересуется, не читает ни газет, ни книг. Илья Ильич всегда дома, в кровати. Его лежание — это определенный образ жизни, своего рода протест против сложившихся условностей, поэтому он так горячо протестует против всех попыток поднять его с кровати.
Но вот приезжает друг детства — Андрей Иванович Штольц, жизнь которого кипит действием. Штольц пытается вытащить Обломова из постели: возит его в гости, заставляет читать. Он же знакомит Илью Ильича с Ольгой Ильинской.
В Обломове просыпается человек, наделенный необыкновенно сильными чувствами, — слушая, как Ольга поет, он испытывает потрясение. Подлинно человеческая потребность любить захватывает душу героя. Он признается Ольге в любви. Ольга же, называя свою любовь к Илье Ильичу долгом, поясняет: «Мне как будто бог послал ее… и велел любить».
Ольга является «путеводной звездой, лучом света» для Обломова, ангелом, то оскорбленным непониманием, готовым удалиться, то вновь приверженным своей миссии духовного воскресителя Обломова. Высокая миссия Ольги на время вполне удалась. Сбросив вместе с халатом свою апатию, Илья Ильич ведет достаточно активный образ жизни, благоприятно отразившийся на его, прежде сонном, облике: «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги.
На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появлялись даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности». Переживая с Ольгой «поэму изящной любви», Обломов выявляет, по мысли Гончарова, свои лучшие качества.
Замечая в конце второй части, что Обломов «догнал жизнь, то есть усвоил опять все, от чего отстал давно», Гончаров вместе с тем уточняет: «Он усвоил только то, что вращалось в кругу ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых там газетах и довольно прилежно, благодаря настойчивости Ольги, следил за текущей иностранной литературой. Все остальное утопало в сфере чистой любви». Практическая сторона жизни продолжает тяготить Илью Ильича.
Сверх того, его начинает преследовать неверие в свои силы, а с ним — и в чувство Ольги, наконец, в возможность реализовать в жизни идеал любви и семьи. Постепенно «любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность», «праздник любви отошел», она «в самом деле становилась долгом», «начинала линять, терять радужные краски». Герои расстаются, и Обломов возвращается к своему прежнему образу жизни, но живет он теперь не один, а со своей женой Пшеницыной Агафьей Матвеевной. Что же не позволило Обломову воплотить в жизнь подлинный идеал любви, который открылся ему после знакомства с Ольгой Ильинской? Я считаю, что не только личные слабости Ильи Ильича и идиллистическая «обломовщина» повинна в этом.
Для Гончарова любовь — святое чувство. Его мысль о том, что «любовь с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней столько всеобщей неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении», вложена в уста Штольца. В письме к С. А. Никитенко автор признается, что верит «во всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности… » Но с развитием произведения надежда Гончарова создать образ гармонического человека и такой же любви на материале современной действительности была утопией.
После выхода романа Гончаров констатировал: «… между действительностью и идеалом лежит… бездна, через которую еще не найден мост, да и едва построится когда». Таким образом, одной из причин изображенной в романе драмы является бездуховное общество того времени, которое «никуда не годится». Крайне тяжело перенесенный обоими героями крах их любви изображен Гончаровым как не случайная, а уготованная человеку судьбой, и поэтому общезначимая драма.
Илья Ильич навсегда сохранит в глубине души светлый образ Ольги и их любви, и героиня не перестанет любить «честное, верное сердце» Обломова.
Развитие отношений Обломова и Ольги