Развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся на уроках ИЗО
Развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся на уроках изобразительного искусства Автор: Мещерякова Юлия Владимировна, учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ №1 города Демидова Смоленской области.
Описание работы: Предлагаю вам статью, раскрывающую некоторые пути развития творческих способностей и эстетического вкуса учащихся на уроках изобразительного искусства. Данный материал будет полезен учителям изобразительного искусства, работающим с учащимися 5-6 классов. Использование материала из статьи способствует повышению собственной самооценки учащихся через развитие их творческих способностей и эстетического вкуса.
Цель : создание условий для развития творческих способностей и эстетического вкуса учащихся.
Задачи :
— развивать творческие способности учащихся;
— развивать зрительное восприятие учащихся;
— прививать умение видеть красоту окружающего мира.
Художественное начало одухотворяет труд, красит быт и облагораживаетчеловека. Когда ребенок становится школьником, мир, который ему знаком, с которым он прочно связан, уже достаточно велик. Он многое понимает, во многом разбирается, имеет определенный запас знаний, умений, собственное мнение, свои симпатии и антипатии.
Но следует дальше, как можно правильнее, развивать их творческие способности, эстетический вкус на уроках изобразительного искусства.
Искусство вырабатывает умение вглядываться в жизнь и развивать воображение, учит умению видеть то, что не видят другие, находить интересное, новое.
Зрительно мы воспринимаем не только внешний облик предметов, форму, цвет, положение в пространстве, их связи между собой, но и тончайшие душевные переживания человека.
Развитое зрительное восприятие помогает человеку полнее и глубже понимать и оценивать не только красоту предметов окружающей действительности, но и сложные эмоции людей.
Изобразительное искусство необходимо в развитии творческого представления школьников. Задача педагога — ввести ребенка в мир изобразительного искусства, развить его зрительное восприятие, сформировать элементарные эстетические представления об окружающей действительности.
Необходимо развивать чувства прекрасного, видеть красоту родной природы. В развитии творческих способностей детей помогают уроки на свободную тему, рисунки по воображению.
Например, если тема урока «Гжельская роспись «, то после показа ряда иллюстраций по теме, я предлагаю учащимся следующее задание: расписать одноразовыебумажные тарелочки или стаканчики, используя элементы гжельской росписи.
Перед выполнением некоторых работ мы ходим с детьми на экскурсии, например, когда опадает листва, когда выпал первый снег, пробуждаются растения после зимы. Дети слушают шелест листвы под ногами, видят многообразие красок осенних листьев. Увидев первый снег, некоторые учащиеся даже не хотят топтать его ногами. Рассматривают снежинки, восхищаются их узором. А потом с таким же восхищением передают эту красоту.
Весной, когда появляются первые почки на деревьях, ребята с особым интересом рассматривают их, пытаются увидеть маленькие листочки. Затем на уроке прошу в рисунке передать то, что видели своими глазами.
Иногда прошу изобразить не один рисунок, а два, чтобы дети смогли с помощью красок передать свое настроение. Например, изобразить два разных пейзажа. Один — радостный, праздничный, другой — таинственный, грустный или певучий, спокойный.
Развитию творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства способствуют такие приемы, как рисование при помощи раздувания туши, набрызгивание, как на влажную поверхность, так и на сухую, работа с солью. Соль, просыпанная на влажную краску, впитывает ее, оставляя более светлые участки, результат применения соли всегда непредсказуем. Детские работы получаются абсолютно непохожие друг на друга, поэтому в конце урока мы проводим выставку получившихся рисунков.
Чувство красивого, вероятно, ближе к врожденным человеческим чувствам. Важно найти путь к тому, чтобы сделать встречу каждого школьника с искусством интересной, увлекательной, ненавязчивой. Если это удастся — то эстетическое воспитание способно принести великолепные результаты.
Дети должны увидеть в самом учителе идеал, чтобы в их душах появился горячий отклик.
Необходимо проводить выставки в классе, в школе, участвовать в различных конкурсах и обязательно за это поощрять. Проводить встречи с интересными людьми, водить на выставки местных художников. Некоторые дети фотографируют понравившиеся работы. А это значит, что у них пробуждается чувство прекрасного.
Если нам предстоит рисовать пейзаж, то я заранее предлагаю детям сфотографировать окружающую их природу. Ведь ребенок не просто щелкнет кнопкой фотоаппарата, он сначала подумает, выберет для себя ту часть окружающего мира, которая ближе к его сердцу. На уроке мы рассматриваем фотографии, пытаемся понять почему автор выбрал именно этот пейзаж, что могло здесь привлечь его внимание.
Очень важно в правильном эстетическом воспитании «наведение мостов » между прекрасным в природе и прекрасным, созданным человеческими руками. Можно начать знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, в которых особенно конкретна и наглядна связь отображаемого и предмета отображения, их эстетических качеств.
Например, «Утро в сосновом лесу » И. Шишкина, «Грачи прилетели » А. Саврасова, пейзажи Ф. Васильева, И. Левитана — все это драгоценные пособия, по которым каждый может хорошо усвоить все значение и ценность искусства, также показать, чем сходны произведения искусства с самой природой, подчеркнуть существующие между ними различия.
Одно из самых сложных и загадочных проявлений особых закономерностей внутреннего мира — творчество. Поэтому необходимо непрерывно развивать творческие способности и эстетический вкус учащихся.
Развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся на уроках ИЗО