Развитие характера Барона в поэме «Скупой рыцарь»
Феодальный режим строго регламентировал места людей на социальной лестнице общества. Титул барона, доставшийся Филиппу по наследству, помог ему занять место при дворе. Личные качества обеспечили дружбу с герцогом. На большее он рассчитывать не мог. А его сжигало честолюбие, жажда власти. Новый, буржуазный век открывал иной, неведомый старому строю циничный, по надежный путь к могуществу и власти — деньги. Став ростовщиком, Барон сделался скупым — щедрость мешала достижению цели. Вся жизнь оказалась подчиненной болезненно-исступленной мечте — править миром.
Властолюбие Барона низменно по своей природе — оно должно было утолять его прихоть, его своеволие, его страсть господствовать над людьми:
«Лишь захочу… И музы дань свою мне принесут, И вольный гений мне поработится…»; «Я свистну, и ко мне послушно, робко Вползет окровавленное злодейство, И руку будет мне лизать, и в очи Смотреть, в них знак моей читая воли».
Дикую жажду власти, которая бы подчиняла ему других людей, унижая и растлевая их, выявляет автор в личности Барона. Его увлекла и покорила философия человека нового мира. Он предал свою натуру, свой природный дар и всею жизнью, делами своими укреплял основы складывавшегося буржуазного мира. Он не жертва, а создатель этого царства чистогана, живое воплощение его аморализма, его ненависти к человеку и презрения к человечеству.
Вторая сцена — Барон в подвале у своих сундуков с золотом — глубочайшее психологическое исследование нравственных и духовных основ личности. Пушкин стремится понять и показать, как эгоизм с его своеволием, презрением к людям ведет к перерождению личности. Так открывалась «бездна души» человека, способного быть жестоким, готового совершить преступление, предательство, быть свободным от всех человеческих и божеских законов. Поведение Барона, сокровенные его признания не только обнаруживают извращенность натуры ростовщика, но и поражают неожиданной противоречивостью этого характера. Художественный анализ его страсти показывает удивительное сочетание силы, могущества богача, не знающего жалости и милосердия, и его бессилия; создает ощущение безграничной его власти и одновременно слабости, беспомощности и ничтожности перед лицом неотвратимых событий.
В наивысший момент своего торжества, когда при зажженных свечах он наслаждается видом золота в открытых сундуках, его поражает мучительная мысль, которая омрачает зловещий праздник и вызывает приступ злобы и ненависти, обнаруживая тем самым драму бессилия всемогущего богача:
Я царствую! Какой волшебный блеск! Послушна мне, сильна моя держава; В ней счастие, в ней честь моя и слава! Я царствую. .. но кто вослед за мной Приимет власть над нею? Мой наследник! Безумец, расточитель молодой, Развратников разгульных собеседник!
Вот она, открытая гением Пушкина бесчеловечная драма нового времени, драма безумия буржуазного мира, породившего страшную, разрушающую личность философию эгоизма. «Едва умру, он, он! сойдет сюда Под эти мирные, немые своды… Украв ключи у трупа моего, Он сундуки со смехом отопрет, И потекут сокровища мои В атласные диравые карманы».
В чем же смысл этой удивительной драмы Барона? В жажде бесконечного наслаждения своей властью, в болезненном стремлении вечно утолять свою страсть властолюбия и естественной невозможности удовлетворения этих желаний и этого хотения. Смерть заставит его сделать то, чего он не допускал при жизни: отдать капиталы — символ власти — сыну. Именно эта мысль смертельно ранит Барона, и в яростной злобе, теряя рассудок, он бросает вызов смерти. Так рождается последнее желание — лишенное нормального человеческого смысла:
О, мог от взоров недостойных Я скрыть подвал! о, если б из могилы Прийти я мог, сторожевою тенью Сидеть на сундуке и от живых Сокровища мои хранить, как ныне!..
Драматическая ситуация второй сцены вскрывает безумие и бессмысленность всей уродливо-подвижнической жизни Барона. Ценой человеческих страданий и крови нажил он несметные сокровища, которые должны принести ему власть над миром:
«Да! если бы все слезы, кровь и пот, Пролитые за все, что здесь хранится, Из недр земных все выступили вдруг, То был бы вновь потоп — я захлебнулся б В моих подвалах верных».
К чему же тогда свелись жизнь и дела Барона? Он предал свою человеческую природу, возненавидел людей, отрекся от сына, стал источником зла в мире, накопил дорогой ценой сказочные богатства — и все ни к чему. Ни себе, ни людям таков итог уродливой «деятельности» буржуазного человека — Барона и ростовщика, «скупого рыцаря». Мы видим, как жестока, бесчеловечна и одновременно нелепа эта «деятельность», как призрачна сама власть, даваемая несметными сокровищами, золотом, запрятанным в сундуки.
Развитие характера Барона в поэме «Скупой рыцарь»