Рдина в поэзии Есенина
Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русы. С. Есенин Имя Сергея Есенина хорошо известно в нашей стране. Его лирика никого не оставляет равнодушным. Она проникнута горячей любовью к Родине, к русской природе. Поэт говорит: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.
Чувство Родины — основное в моем творчестве». Искренняя любовь к родной земле, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское, неповторимое звучание, которое можно всегда различить в русской лирике. Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки, запахи лесов, полей и лугов.
В поэзии Есенина подлинно отражены русские образы и картины, живая народная речь, поистине здесь «русский дух» и «Русью пахнет». Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу. Образ Родины появляется у Есенина уже в первых его стихах.
Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает нас, когда мы читаем есенинские стихи. Я вижу, как «роса блестит на траве», как «сыплет черемуха снегом». Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матки Зеленое вымя сосет. Я вижу, как, «отражаясь, березы ломались в пруду», как «ели, словно копья, уперлись в небо».
Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озер и рек, «плакучие ивы», «зеленоволосые красавицы березы», «топи да болота», «алый свет зари» — во всем этом Есенин видел красоту родной стороны. В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси кануна Великой Октябрьской революции. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь Родины отразилась в его творчестве: Край ты мой заброшенный.
Край ты мой, пустырь, Сенокос нескошенный, Лес да монастырь. Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к Родине: Холодной скорби не измерить. Ты на туманном берегу, Но не любить тебя, не верить Я научиться не могу.
К вершинам поэзии Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля, «где мужики косили, где сеяли свой хлеб», была его домом, где прошло детство маленького Есенина. Мир народно-поэтических образов окружает Есенина с первых дней его жизни. И костер зари, и плеск волн, и голубая гладь озера — вся красота родного края с годами превращается в стихи, полные любви к родной земле.
Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. В сердце Есенина с юных лет запали «ветровые слезы России», ее грустные песни, светлая печаль — картина родной стороны создана в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная».
Родина, которой не видать конца и края — «только синь сосет глаза»,- вызывает у поэта необычайную по силе сыновнюю любовь. Ему приятно слышать «звонкий, как сережки, девичий смех», видеть, как у низеньких хат «звонко чахнут тополя», а «на лугах веселый пляс». Радостно ощущать, как «пахнет яблоком и медом», и поэтому поэт признается в любви Родине. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая.
Дайте Родину мою». Есенин, как он писал сам, воспринял революцию по-своему, «с крестьянским уклоном», больше стихийно, чем сознательно. Есенин колебался в оценке нового советского уклада жизни. Он знал и любил старую Русь, ее печальный образ по-прежнему владел его поэтическим воображением: Спит ковыль.
Равнина дорогая, И свинцовой, свежести полынь. Никакая Родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы.
Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. Поэт чувствовал, как в лучшую сторону меняется жизнь его Родины. Мне теперь по душе иное, И чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны. Но поэт был далек от реального понимания социализма и революций. Отсюда почти неизбежный для него переход от восторга к разочарованию, от радости к отчаянию, от приветствия к обвинению.
Есенин начинает проклинать «железного гостя», несущего гибель патриархальной деревне и оплакивать старую уходящую Русь. Поэту казалось, что «железный город» враждебен, что он угрожает разрушением крестьянскому миру, овеянному патриархальной романтикой. Есенинская лирика этого времени окрашена в печальные тона. Есенин был на Кавказе, где написал цикл лирических стихотворений.
Пленительна красота восточной природы, ласков ветер, легко сердцу поэта с любимой, но думы о Родине и здесь не покидают его. Они все время влекут его домой. Поэт вспоминает тоску бесконечных равнин, знакомую ему с юношеских лет, песню железных колес, вербы вдоль дорог, бесплодные поля и жалкие лачуги. Так возникает картина старой деревни, которая не радует взгляда, теперь она вызывает у поэта; горячее чувство протеста и жажду обновления Родины: Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно И березам, и тополям. Сила и обаяние лирики Есенина в ее правдивости, искренности и Задушевности. В его проникновенных стихах запечатлелись картины родной природы, его русская душа и глубокая любовь к Родине
Рдина в поэзии Есенина