Реалистический характер персонажей в комедии «Школа злословия»
Уже в первых произведениях Шеридана оказались определяющие особенности его комедий — остроумие, мастерство интриги, принцип контраста в основе действия и характеров, двуплановость композиции, живой английский юмор. В ранних комедиях Шеридан высказывает прогрессивные взгляды на семью и воспитание. Он — противник всего лицемерного, неестественного в поведении людей, не соглашается с бесправностью молодежи в семье. Не случайно в «Соперниках», и особенно в «Дуэнье», он концентрирует внимание на моральных проблемах своего времени. Мы не только смеемся над невежеством миссис Малапроп, которая коверкает значение многих слов, но и узнаем о тех книгах, которые должна была прочитать каждая молоденькая англичанка.
Так, Лидия Ленгвиш прячет от тетки «Перегрина Пикля», «Овидия», «Родерика Рендома», «Слезы чувствительности», оставляя на видном месте лишь «Моральная обязанность человека», «Поучение миссис Шапон», «Речь Фордайса» и «Письма Честерфилда». А в «Дуэнье» Шеридан обращает внимание на новое явление в жизни английского общества: объединение аристократии и буржуазии (брачный контракт, который хочет заключить дон Жером, выдав дочурку за торгаша Мендозу). Причем Шеридан делает замечание, что дон Жером в свое время вступил в брак не от любви, а прельстившись богатым приданым. В стилизованной комедии драматург остроумно решает проблемы своей страны.
В поздних комедиях, как, например, в «Поездке в Скарборо», Шеридан глубже исследует конфликт денег и нравственности человека в обществе. Сюжетной подпочвой этой пьесы служила фабула «Непоправимого» Д. Ванбру. Конфликт разворачивается вокруг приданого невесты. Автор сталкивает двух братьев — лорда Фоппингтона и Тома Фешона. Мотив двух братьев-соперников станет также ведущим организационным сердечником в «Школе злословия». Образы персонажей в «Поездке в Скарборо» еще напоминают персонажей комедии эпохи Реставрации: Том Фешон — сообразительная проныра, которая ловко одурачивает своего брата и не имеет никаких моральных принципов; олицетворением глупости и франтоватость выступает лорд Фоппингтон, которому деньги обеспечили авторитет и положение в обществе. Именно в этой пьесе Шеридан вплотную приблизился к созданию социальной комедии.
Всемирную славу Шеридану принесла «Школа злословия». По форме она напоминает комедию классицизма, а ее центральный персонаж Джозеф Серфес — Тартюфа. Однако не только лицемерие и святошество определяют этот характер. В отличие от Мольера, Шеридан трактует образ Джозефа как результат уже упроченных отношений в обществе XVIII ст. Реалистический характер отражает сформированную систему моральных ценностей. Характеры всех персонажей проявляются в реальных поступках. Связями общественного и личного обусловлено поведение героев комедии в целом. При этом углубляет комизм отдельных образов. Так, при раскрытии характера Джозефа драматург использует не только традиционный прием контраста между видимостью и сущностью явления, а и прием «раскладки явления изнутри».
Образ Джозефа имеет двойную структуру, которая вобрала в себя все разнообразие отношений в современном драматурге обществе. Джозеф возникает как многоликая «маска». Немного иначе построен характер леди Снируэл. С молодости ее обидели злословием, поэтому теперь она так же злобно относится к другим людям. В своем злословии леди Снируэл приближается к драматическому персонажу. Типичность характеров подчеркивает второй план — социальный фон, описанный в комедии через второстепенные сцены, когда зрители могли следить за тем, как портится репутация в «школе злословия» в салоне леди Снируэл.
В комедии Шеридан выразительно очертил объект сатиры — конкретное общество и конкретное социальное явление — злословие. Авторская позиция высказана в «Посвящении», где Шеридан бросает вызов сплетникам. Драматург старается противопоставить миру зла «живое существо», которое даже сплетники вынуждены были бы признать. Таким «живым существом» целиком может быть образ Чарлза Серфеса, младшего брата Джозефа. Чарлз не признает святошества, зависти, сплетен и открыто выступает против них. В среде леди Серфес также опасаются «чистой душой и сердцем» Мари, но, чтобы говорить о ней как о «живом существе», необходимо иметь полное представление о ее характере, вместе с тем Шеридан оставил его без развития.
Не оставляет драматург без внимания и проблемы семьи, показывая на примере супружеской пары Тизл, как пагубно обозначилось увлечение злословием на леди Тизл, которая едва не стала жертвой Джозефа. Вообще комедия пронизана утонченным сарказмом Ш. в отношении к светским обычаям и их адептам. Это заметно даже в фамилиях персонажей, которые в переводе означают «змея», «насмешница», «поверхностный» и т. д.
В 1780 г. Шеридан оставил театр и пришел в восхищение от политической карьеры. Он прославился своими пламенными речами во время процесса в деле В. Гастингса, наместника Британии в Ост-Индии. Шеридан открыто осудил колониальную политику Англии. Расположения духа этой речи со временем приобретут отражение в его выступлениях на защиту Французской революции 1789-1793 гг. и против захватнической политики Наполеона.
Реалистический характер персонажей в комедии «Школа злословия»