Реалистическое творчество А. Ф. Писемского
Перечисляя имена писателей-классиков девятнадцатого века, нельзя не сказать об Алексее Феофилактовиче Писемском. Начиная с 1850 года критики стали упоминать его имя рядом с именами Тургенева, Гончарова, Григоровича. Известность писателя началась с повести «Тюфяк». В этой повести значительно углубился реализм писателя в сравнении с его прежними произведениями, например, «Боярщиной».
Сюжет «Тюфяка» — трагически оканчивающаяся семейная драма. Она отличается от предшествующих повестей и литературными героями. Если прежде произведения были во множестве населены нравственными уродами, то в «Тюфяке» — это обыкновенные люди. Они не совершают злодейств, более того, часто руководствуются в своих поступках добрыми чувствами.
Но между тем развязка «Тюфяка» не менее, а, пожалуй, более трагична и страшна. Автор объясняет семейную драму Бешметовых «непониманием» друг друга, «разницей в воспитании и решительной неопытностью в практической жизни». Мне кажется, весь вопрос в том, откуда это непонимание, где его причина. Прочитав повесть, я пришел к выводу, что главная причина семейной драмы Бешметовых — в несовершенстве всего уклада жизни.
Хотя автор подчеркивал, что в своей повести не касался «ничего общественного» и «ограничивался только одними семейными отношениями», семейная драма в изображении художника-реалиста предстает перед нами как драма социальная. Это очень хорошо, как известно, почувствовал критик-демократ Писарев. В статье «Стоячая вода» он писал о героях Писемского: «…живые люди, выражающие собою в полной силе особенности той почвы, на которой они родились и выросли», «жертвы уродливого порядка вещей».
Далее Писемский все более крепнет как писатель-реалист. Появляется рассказ «Питерщик», первый из цикла «Очерки из крестьянского быта». Питерщиками называли крепостных крестьян, отпущенных на заработки в Петербург. Оброк они платили своему барину-помещику деньгами.
Главный герой рассказа — питерщик Клементий — первым из героев Писемского выходит победителем из всех жизненных бурь, обрушившихся на него. Страшный удар, который ему суждено пережить, — смерть любимой жены. Клементий забывается в нелегком труде мастерового человека, в разгуле широкой натуры. Но разорившись, он вынужден вновь вернуться в деревню. Там его подстерегает другое несчастье — необходимость женитьбы на нелюбимой женщине, и это только потому, что «молодому мужику вдовым жить не приходится».
Эта ситуация показывает жизнь косного крестьянства, губительную силу его быта. В 60-70-е годы писатель создал немало значительных произведений о наступлении капитализма в России. В его романах и повестях эта тема всегда была сопряжена с угнетением простого человека, с процветанием продажного бюрократического аппарата, с темными операциями финансовых дельцов, с организацией мошеннических акционерных обществ, дутых подрядов, с нравственным обнищанием общества.
Поэтому я считаю, что современному читателю, вокруг которого сегодня сгущаются аналогичные пороки, Писемский будет интересен и полезен. Хоть он не достиг в своем творчестве таких вершин, как Салтыков-Щедрин, Достоевский, Толстой, — самобытное реалистическое творчество этого большого художника слова всегда будет неотъемлемой частью великой русской классической литературы.
Реалистическое творчество А. Ф. Писемского