Реальное и фантастическое в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«… Одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к искусству и науке,- это желание уйти от будничной жизни с ее мучительной жестокостью и безутешной пустотой, уйти от уз вечно меняющихся собственных прихотей… Но к этой негативной причине прибавляется позитивная. Человек стремится… создать в себе простую и ясную картину мира; и это не только для того, чтобы преодолеть мир, в котором он живет, но и для того, чтобы в известной мере попытаться заменить этот мир созданной им картиной».
А. Эйнштейн «Принципы научного исследования» «Вы знаете, вышла новая книга о Гарри Поттере, вы еще не читали? Просто прелесть!» — такие высказывания все чаще слышатся сейчас практически везде. Весь мир и Россию, в том числе, охватила заново вспыхнувшая страсть к жанру «фэнтези». Толкиена и книги о Гарри Поттере стали издавать в огромном количестве-все просто сходят по ним с ума. Фильм «Властелин колец» назван лучшим в Голливуде за последние 30 лет…и т. д. и т. п. Почему так происходит?
Зачем люди читают фантастику? Есть очень простое, очевидное объяснение: чтобы уйти от реальной жизни, но… не слишком ли это просто? Я думаю, что людям хочется, чтобы в жизни, как в книге добро побеждало зло. Хотя, если задуматься, в любой хорошей книге абсолютно счастливого конца не бывает. Примером могут служить произведения того же Толкиена, но, наверное, лучше понять, в чем же связь реальной жизни и книжной фантастики мне поможет не «буржуйский» «Властелин колец», а наш, родной и обожаемый мной роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Необычное здесь «вклинивается» в жизнь, причем так органично, что в реальности Воланда и его свиты мы совершенно не сомневаемся. Совсем наоборот: призрачной кажется вся Москва 30-х, а четко виден лишь древний Ершалаим. В романе очень много событий волшебных, магических, фантастических. Обыденность все время готова к превращению, постоянно может обнаружить свое сверхъестественное содержание.
Однако жители столицы 30-х годов не способны поверить в потусторонние силы. Все странности и чудеса персонажи романа пытаются объяснить через известное, тривиальное, шаблонное — пьянство, галлюцинации, провалы памяти. Но все-таки, сами по себе чудеса, зла никому не причиняют. Пример — известный фокус с червонцами. Да, Коровьев наколдовал фальшивые деньги.
Но ведь никто не заставлял людей собирать их, класть в карманы! И тратить эти денежки «люди как люди» быстренько побежали к Ивану Фомичу в буфет сами, сообразив, что такие червонцы долго не продержатся. Нечистая сила в романе не творит зло своими руками, а только подталкивает людей к совершению злых поступков. Любой предмет, любой человек может стать оборотнем, втянутый в опасную ситуацию.
Такое произошло с Варенухой и Никанором Ивановичем Босым, и Бенгальским и многими другими мелкими и не очень героями романа. Все они попали под власть Воланда и его свиты. Почему выбор Воланда пал именно на этих людей? Что — то было не так с этими людьми. Зло чувствует, где можно поступать жестоко, где действовать уговорами, а некоторых людей оно не трогает совсем.
Как же реагируют люди в романе на волшебство? Все они поначалу просто пугаются, последующую реакцию можно разделить на два типа. Одни уверяют себя, что все — сон, гипноз, галлюцинации, а потом, в последующей жизни изо всех сил стараются не вспоминать о странных событиях.
Такие люди не извлекли никакого урока для себя. Единственное что осталось у них — это страх перед повторением встречи с нечистой силой. К ним можно отнести профессора Кузьмина, Римского и Берлиоза. Но есть и другой тип людей. К нему принадлежат Иванушка и Николай Иванович.
Оба они пострадали от действий Воланда. Иванушка даже попал в сумасшедший дом. Но в то же время каждый с помощью темных сил стал, как ни странно, лучше, в каком — то смысле духовнее, у них появились новые цели и идеалы.
За все надо платить. И все, кто когда — то общался с дьяволом, неизлечимо больны. «Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших человек Иван Николаевич Понырев. Не может совладать он с этим весенним полнолунием. Лишь только оно начинает приближаться, лишь только начинает разрастаться и наливаться золотом светило, которое когда — то висело выше двух пятисвечий, становится Иван Николаевич беспокоен, нервничает, теряет аппетит и сон, дожидается, пока не созреет луна. И когда наступает полнолуние, ничто не удержит Ивана Николаевича дома.
Под вечер он выходит и идет на Патриаршие пруды». Тем, кто читал Толкиена, сразу вспомнится Фродо и его такая же мучительная и неизлечимая боль от заколдованной раны и потери Кольца. Но есть в повествовании два человека, которые не боятся Воланда, а уважают его и, наверно, им восхищаются.
Они особенные. Поэтому именами этих людей и назван роман. Маргарита после потери Мастера не боится никого и ничего. На сделку с дьяволом она соглашается, конечно, для Мастера, но, скорее всего ею двигало еще и любопытство. Колдовство ей близко.
Мне кажется, что и до встречи в Александровском саду она уже была немножко ведьмой. К сделке она относится даже с долей юмора. Но, увидев Воланда, она осознает, КТО это такой и интуитивно понимает, как нужно себя вести, что говорить и делать. Общение с Воландом не поражает ее, как и фантастический бал мертвецов. Ведь Маргарита уже давно живет в придуманном, но более живом, чем современная Москва Ершалаиме, а Воланд-почти житель этого города.
Мастер относится к Воланду совершенно по-другому. Он описал в своем романе Иешуа, а значит и его идейного противника. Мастер давно знаком с Воландом, кроме того: подготовлен к встрече с ним рассказом Иванушки.
Но, несмотря на все это, встреча лицом к лицу потрясает Мастера гораздо больше, чем Маргариту. Писатель встретился с героем своего романа, существом из своих снов, плодом своего воображения — что может быть фантастичнее? И несмотря на нелепость момента, Мастер держится лучше всех. Он с глубоким уважением относится к Воланду, а к его свите обращается почтительно — даже Бегемота называет на Вы. Он сразу всем нравится, в том числе и хозяину.
Может, поэтому Воланд и согласился наградить Мастера покоем и дать закончить роман? Ершалаим, придуманный Мастером, — фантастика. Но именно он выглядит в романе самым реальным. А Иешуа не выглядит непорочным библейским персонажем. Он резко, даже подчеркнуто, реален, хотя и является плодом фантазии автора.
Таков же Понтий Пилат-не бравый ни в чем не сомневающийся легат, а обычный умный немолодой и больной человек. Он лицо историческое, стопроцентно реальное, но колдовство романа, болезнь, появляющаяся от соприкосновения с необычайным заразила и его, наказала. «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда — то…» Много это или мало за трусость и предательство себя? Не знаю, да и не мне решать. Решать должен Иешуа. Он простил. «Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля — звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат» Истинная фантастика, считал Рихтер, должна не разрушать чудесное, но заставить его соприкоснуться с нашим внутренним миром.
Немецкий романтик сравнивал истинную фантастику с прекрасной «сумеречной бабочкой». При виде этой «сумеречной бабочки» пробуждаются тайные желания человека, яснее становятся скрытые движения души… Для такого соприкосновения нужно, разумеется, особое отношение к чуду как к чему-то, что реально присутствует в нашей жизни.
Гейне писал, что мир кажется нам то пленительно юной красавицей, то ужасной брокенской ведьмой. Зависит это от того, через какие очки смотреть — выпуклые или вогнутые. Фантастика позволила человеку увидеть сразу обе стороны действительности, убедила, что мир похож и красавицу и на ведьму.
Но все же для чего люди читают фантастику? Наверное, по тем же причинам, что и дети любящие сказки — чтобы поверить в события книги. Страшновато, конечно, думать, что где — то рядом живут Гестас, Азазелло и Воланд.
Но ведь это значит, что где — то пишется великий роман, Пилат летит к окну, Бегемот одевает «галстух», выходит на прогулку твой Мастер, а твоя Маргарита уже несет в руках отвратительные желтые тревожные цветы…
Реальное и фантастическое в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»