• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Реальность и художественный вымысел в образах Наполеона и Кутузова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

 

Реальность и художественный вымысел в образах Наполеона и Кутузова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Подлинные события и лица начала 19 века составляют основу сюжета романа-эпопеи Толстого. Писатель считал, что реальные события в художественном произведении должны усложняться и развиваться авторским вымыслом. Именно тогда они могут стать почвой для широких художественных обобщений — цели любого художественного произведения.

Образы Кутузова и Наполеона, созданные в романе, в полной мере отражают толстовские принципы изображения исторических деятелей. Эти герои далеко не во всем совпадают со своими реальными прототипами, ведь Толстой не стремился к документальному портрету этих людей. Поэтому многие известные факты из жизни Наполеона и Кутузова опущены, а некоторые подлинные качества, наоборот, преувеличены.

Так, в романе делается акцент на дряхлости и пассивности М. И. Кутузова, а также на самовлюбленности и позерстве Наполеона. Оценивая главных лиц войны 1812 года, Толстой руководствуется лишь нравственными критериями. Можно сказать, что антитеза Наполеон — Кутузов является главной нравственной антитезой романа. Наполеон в трактовке Толстого отличается самоуверенностью, эгоизмом и ограниченностью: «Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Писатель рисует его портрет в иронично-сниженных тонах: «потолстевшая, короткая фигура», «жирные ляжки коротких ног», суетливая походка.

Наполеон уверен в своей гениальности и величии. Толстой подчеркивает контраст между самомнением Наполеона и его действительным ничтожеством, показывая, тем самым, пустоту и бессилие этого человека. Духовный мир Наполеона, по Толстому, это «искусственный мир призраков какого-то величия». Толстой считает, что этот француз всего лишь выполнял ту роль в мире, которая была предназначена ему историей. И вряд ли он смог вынести эту тяжелейшую роль, если бы у него не были «помрачены ум и совесть».

Наполеон, по мнению Толстого, сознательно воспитывал в себе душевную черствость, считая ее мужеством и истинным величием: «обыкновенно любил рассматривать убитых и раненных, испытывая тем свою душевную силу «. Смерть для Наполеона — привычное и надоевшее зрелище. Он как должное воспринимает преданность своих солдат.

Таким образом, Наполеон в изображении Толстого нравственно слеп, поэтому несчастен. Прийти «к добру и правде» он может, только забыв о своем величии. Но этого герой сделать совершенно не способен. Михаил Илларионович Кутузов же, по Толстому, это воплощение народной нравственности, истинного величия, «простоты, добра и правды». Основная черта этого полководца — близость к народу, понимание его дум и чаяний.

Кутузов не стремится, в отличие от Наполеона, к превосходству над другими людьми. Этот герой не пытается своим решением изменить ход истории, потому что понимает, что это невозможно. Кутузов подчиняется логике исторического процесса. У него хватает ума и мудрости понять высший смысл происходящего и на основе этого сделать выводы, которые приводят, в конце концов, к победе русских.

Именно мудростью объясняется внешняя пассивность этого героя, его нежелание форсировать ход событий. Талант Кутузова, его близость к народному сознанию побуждает полководца жить и действовать по принципу: «что должно произойти, то произойдет само». Толстой уверен, что причина, источник таланта Кутузова — в народном чувстве, которым обладал этот человек.

Это чувство русский полководец «носил в себе во всей чистоте и силе». Именно поэтому русский народ выбрал его «в представители народной войны». В изображении Л. Н. Толстого Кутузов-главнокомандующий так же необычен, как необычна и «война народная».

Смысл его военной стратегии была не в том, чтобы «убивать и истреблять людей», а в том, чтобы «спасать и жалеть их». Толстой пишет, что историки превозносят Наполеона, говорят о нем, как о гениальном полководце и обвиняют Кутузова за его военные неудачи и пассивность. Писатель не считает эти качества недостатками полководца. Чтобы подчеркнуть это, Толстой сознательно преувеличивает дряхлость Кутузова.

Например, главнокомандующий засыпает во время военного совета и так далее. Кутузов не отдает приказов, почти ничего не предпринимает, не ищет сражений. Наполеон победил почти во всех сражениях — Кутузов большинство из них проиграл. Но, в конце концов, именно русская армия под предводительством Кутузова победила французов, которыми командовал «гениальный» Наполеон. Несмотря на это, историки, по словам Толстого, продолжают прославлять французского полководца, для которого не было никаких нравственных рамок.

По мнению писателя, все это — «лживые формулы». Поэтому величие Наполеона в «Войне и мире» оказывается грандиозной исторической ложью, истинное же величие Толстой видит в Кутузове, скромном труженике истории.



Реальность и художественный вымысел в образах Наполеона и Кутузова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Другие сочинения по теме:

  1. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого Нет истинного величия там, где нет Простоты, добра и правды. Л. Н. Толстой Образы Кутузова и Наполеона в «Войне и...
  2. Образ Кутузова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Образы Кутузова и Наполеона, созданные Толстым в романе «Война и мир», — яркое воплощение принципов писателя в изображении исторических деятелей....
  3. Портретная характеристика героев романа»;Война и мир»;(Наташи Ростовой, Андрея Болконского, Марьи Болконской, Пьера Безухова, Наполеона, Кутузова) В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» свыше пятисот героев. Среди них императоры и государственные деятели, полководцы и рядовые...
  4. В чем заключалась стратегическая линия Кутузова в романе «Война и мир»? Она складывалась из соединения трех сил: во-первых, терпение; во-вторых, время; в-третьих, опора на нравственный дух войска. Кутузов сам говорит об...
  5. Изображение двух великих полководцев в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Главная мысль романа Толстого «Война и мир» — одного из величайших произведений мировой литературы — вынесена в его заглавие: «мир»...
  6. Образ Кутузова и средства его создания в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» — одно из величайших произведений гениального русского писателя, по праву вошедшего в сокровищницу мировой литературы. Толстой описывает...
  7. Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории Историческая личность — суть ярлык, который история вешает, на то или иное событие. Л. Н. Толстой Кутузов в романе появляется...
  8. Сочинение Проблема истинного и ложного патриотизма в романе Толстого «Война и мир» Проблема истинного и ложного патриотизма в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Роман «Война и мир» — величайшее произведение...
  9. Кутузов в романе Льва Толстого «Война и Мир» Даже в этой непопулярной у русского народа войне Кутузов — любимец армии. Он прост в обращении с офицерами и солдатами,...
  10. Непринятие войны в романе Толстого «Война и мир» Воспринимая войну как что-то не просто тяжелое и страшное, но и как действие противоестественное, спровоцированное наиболее низкими помыслами и желаниями,...
  11. «Мысль народная» в романе Льва Толстого «Война и мир» К идее написания величайшего произведения своей жизни — романа-эпопеи «Война и мир» Л. М. Толстой пришел не сразу, а от...
  12. Образ Кутузова как олицетворение народной мысли Олицетворением народной мысли представлен в эпопее Кутузов, сподвижник Суворова, знавший в лицо многих прославленных солдат и офицеров прошлых войн. Назначение...
  13. Размышления Л. Толстого о роли личности в истории в романе «Война и мир» Сочинение по роману «Война и мир». Главная мысль Толстого о том, что историческое событие — это что-то такое, что складывается...
  14. Народ и личность в романе Л. Толстого «Война и мир» Толстой в романе «Война и мир» открывает собственный взгляд на проблему личности, ее роль в истории и на саму историю....
  15. НАРОД В РОМАНЕ Л. Г. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Если довериться выражения, которое историю создают выдающиеся личности, то следует сказать, что все величественное в мире вершится именно ими. Это...
  16. Герои войны и «военные трутни» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В те трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как...
  17. «Гроза двенадцатого года» народ в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Согласно философии истории Льва Толстого, выраженной в романе «Война и мир», определяющую роль в развитии исторического процесса играют народные массы,...
  18. Наполеон в романе Льва Толстого «Война и Мир» Образ Наполеона возникает на страницах романа в разговорах и спорах о нем в салоне Анны Павловны Шерер. Большинство из ее...
  19. Портретная характеристика в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Сочинения по литературе: Портретная характеристика в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Жанр романа Л. Н. Толстого «Война и...
  20. Взаимоотношения личности и народа в понимании Л. Н. Толстого в романе «Война и мир» Непосредственно к написанию романа «Война и мир» Толстой приступил в октябре 1863 года, а закончил его к декабрю 1869 года....
« Медіаосвіта
Образ черного человека в трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» и в поэме С. Есенина «Черный человек» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения