• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Рецензия на рассказ В. В. Ерофеева «Галоши»

 

Рецензия на рассказ В. В. Ерофеева «Галоши»

В нашей семье давно хранятся подшивки так называемых толстых журналов. Мне стало интересно, что же в восьмидесятые годы печаталось в них. Я прочла несколько номеров «Юности» за 1987-1988 годы, и среди них обратила внимание на рассказ В. Ерофеева «Галоши», на который и хочу сейчас написать рецензию. Выбрала я этот рассказ не потому, что он произвел неизгладимое впечатление или же был очень прост.

Наоборот, так до конца, наверное, я и не поняла автора, да и законченное мнение вряд ли сложилось. Вероятно, чем-то задело за живое это литературное произведение. Чем же?

Что в нем необычного? Необычное начинается с первых же слов. Повествование идет отрывочно, как в кинофильме, фрагментарно: взгляд автора направлен то на один аспект, то на другой, и между этими «кадрами» нет видимой связи, пока не просмотришь все . Первое и второе предложения вроде бы и не связаны по смыслу. «Праздники кончились.

Мальчик судорожно вцепился в пожарную лестницу». В ребенка кидают камнями, и он летит спиной вниз. Так заканчивается первый абзац. Сердце сжимается. Ждешь трагедии.

А дальше… речь идет о директоре школы, его «заигрывании» с молодой учительницей начальных классов Зоей Николаевной. Но тут директор говорит Зое Николаевне про то, чтобы она не носила панталоны. Здесь же писатель дает понять, что, скорее всего, молодая учительница влюблена в директора. Повествование прерывается описанием появления рабочего, снимающего украшения с балкона квартиры. Но эта квартира не учительницы.

И снова, как в кино, следующий кадр — учительница, беседующая с Изей Моисеевичем, учителем литературы. Снова ее размышления о директоре, который, по-видимому, ненавидит ее, подсматривает, подслушивает за дверью. Это Зоя Николаевна рассуждает дома, всхлипывает, а братик младший, дразня, говорит, что она «втюрилась». Вот так повествование постоянно прерывается то появлением рабочего в квартире, где жил мальчик, главный герой , то рассказом о том, как этого ученика бабушка провожает в школу. А далее уже все идет гладко, по сюжету.

Мальчик приходит в школу, его ребята бьют в раздевалке; торопясь, он быстро собирает все вывалившееся в портфель. Боясь опоздать на урок и не придумав ничего другого, он сует галоши в карманы брюк. Бежит мимо директора, влетает в класс, Зоя Николаевна замечает что-то торчащее из брюк, вынимает.

Это оказываются галоши. Сначала начинает хохотать весь класс, а потом и сама учительница. Мальчик же в это время просит Господа помиловать всех. Зоя Николаевна понимает, что он святой.

В это время появляется директор, вызывает педагога в коридор и предлагает ей… выйти за него замуж. «Зоя Николаевна слабо вскрикнула и полетела с пожарной лестницы спиной вниз». Я не случайно так подробно пересказала сюжет, так как думаю, что данное произведение малоизвестное, а не зная, сложно беседовать. Итак, начало и конец рассказа почти дословно совпадают. Наверное, автор хотел подчеркнуть беззащитность героев в этой ситуации, их открытость и ранимость. Одна из проблем произведения — проблема взаимоотношений людей.

Автор указывает на различные ее аспекты: директор и ученики, учителя и директор, мужчина и женщина, ученик и одноклассники. Рассмотрим некоторые из них. Директор и ученики. Он ненавидел их, метил выше, но в силу обстоятельств оказался в школе. И особенно не любил таких «благополучных мальчиков, пахнущих детским мылом», каким был главный герой.

Ученики страшно боялись его. Но директор, наверное, ненавидел и учителей. Дважды в коротком рассказе он произносит фразу «Вы у меня вот здесь, в кулаке». Сталинский режим, в котором был воспитан этот военный служака, не задумывающийся при расстреле немцев, наложил отпечаток на него. Директор жесток, бесчувствен, пользуется теми методами , что ему более понятны.

Во взаимоотношениях его с учителями прослеживается и другая проблема, так называемый еврейский вопрос. Директор не разрешает Изе Моисеевичу говорить об Эренбурге. Правда, автор, вероятно, эту проблему намечает лишь более яркой характеристикой времени и самого персонажа. В рассказе писатель говорит о жестокости и доброте. Становится жутко, когда весь класс до упаду хохочет над первоклассником.

Причем автор в двух словах называет судьбу многих детей, желая подчеркнуть, скорее всего, их разность, многообразие характеров, но общую бездуховность. Ни про одного он не скажет как о сердечном, отзывчивом человеке. И врач, и литератор, и убийца, и долгожительница — все смеются. Только над мальчиком Зоя Николаевна видит нимб. «Святой» будет любить всех и просить Бога о помиловании.

Вероятно, эта идея добра, милосердия и покорила меня в этом рассказе больше всего. По-моему, в художественном отношении произведение несовершенно. Нет стройной системы образов.

О директоре уже почти все сказано. Автор явно иронично относится к нему. Даже саркастически.

Характеризуя директора, В. Ерофеев употребляет такие фразы: «директора мутило от детей», он говорит о любви, «гоня… резкую вонь от мужского рта». Но в то же время автор пишет о директоре, что он был «худенький… чернявенький, с еще молодым лицом». Его любит героиня, которая явно симпатична писателю. И у директора нет имени, как и у мальчика.

Это их сближает, а может, и противопоставляет, как Бога и сатану. Зоя Николаевна обрисована автором иронично . Но в общем она нравится писателю. Так, он говорит, что она «молоденькая», всего стеснялась; сравнивает ее крик с «жалким криком раненой птицы» .

С явной лаской, сочувствием, добротой создает В. Ерофеев образ мальчика. Он при его описании использует уменьшительно-ласкательные суффиксы . Мальчик не умеет грубить, хамить, драться. Он жалеет и любит всех, живет по законам Божьим. И этот первоклассник вызвал у меня много добрых чувств, задел за живое, заставил задуматься над взаимоотношениями моих сверстников.

Рассказ Ерофеева, заостряющий внимание на нравственных проблемах, на мой взгляд, очень актуален в наше жестокое суровое время. Может быть, поэтому мне и захотелось написать о нем.



Рецензия на рассказ В. В. Ерофеева «Галоши»

Другие сочинения по теме:

  1. Рецензия на рассказ Ивана Николаевича Бойко «Мама» Все прекрасное в человеке- от лучей солнца и от молока Матери, — вот что насыщает нас любовью к жизни! М....
  2. Рецензия на рассказ «Родинка» Сборник «Донские рассказы» относится к ранним произведениям Михаила Шолохова. Но рассказы эти отнюдь нельзя считать лишь первыми «опытами». Молодой писатель...
  3. Рецензия на рассказ Л. С. Петрушевской «Удар грома» Л. Петрушевская — одна из самых ярких писательниц конца XX века. Ее рассказы долго не публиковали, находя различные предлоги для...
  4. Рецензия на рассказ В. Набокова «Музыка» Владимир Набоков, наверное, самый крупный русскоязычный писатель 20 века. Это автор, чей путь в искусстве отличался изысканной, причудливой извилистостью. Причудлив...
  5. Рецензия на рассказ В. Зайцева «Ораниха» Рассказ «Ораниха» — этапное произведение в творчестве В. Зайцева. Этот рассказ затрагивает вечное и преходящее, проблемы любви, верности. Здесь поднимается...
  6. Рецензия на рассказ И. Данилова «У новых хозяев» С автором рассказа «У новых хозяев» Иваном Даниловым я познакомилась впервые. Этот рассказ был написан в 1981 году, саму же...
  7. Рецензия на рассказ В. Токаревой «Римские каникулы» Виктория Токарева родилась в Ленинграде. Окончила Ленинградское училище по классу фортепиано. Потом переехала в Москву, где училась в Государственном институте...
  8. Рецензия на рассказ «Драгоценная пыль» из сборника К. Г. Паустовского «Золотая роза» Рисуя ветку, надо слышать, как свистит ветер. Тин Нун Константин Георгиевич Паустовский был настоящим художником слова. Благодаря своему таланту он...
  9. Рецензия на рассказ М. Горького «Макар Чудра» Из всех рассказов М. Горького, прочитанных мной в рамках школьной программы, «Макар Чудра» оставил наиболее глубокий след в моей душе....
  10. Рецензия на рассказ Бабеля «Соль» «Конармия» И. Бабеля — это сборник небольших новелл, связанных темой гражданской войны, единым образом повествователя и повторяющимися персонажами без подробного...
  11. Рецензия на рассказ А. Чехова «Тоска» Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю...
  12. Рецензия на рассказ И. Бабеля «Соль» Рассказ «Соль» входит в цикл рассказов И. Бабеля «Конармия» . «Конармия» имеет фрагментарную, разорванную композицию, что позволяет автору показать объект...
  13. Рецензия на рассказ М. Шолохова «Судьба человека» Михаил Александрович Шолохов пришел в литературу с темой рождения нового общества. Уже первые его литературные творения были приняты читателем очень...
  14. Рецензия на рассказ А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» В 1961 году состоялся XXII съезд КПСС, принявший программу построения коммунизма в нашей стране. В партийных документах была четко обозначена...
  15. Рецензия на рассказ Л. Петрушевской «Новые Робинзоны» Людмила Петрушевская среди современных писателей стоит особняком. Ее пьесы и рассказы не могут не заставить человека думать о жизни, о...
  16. Рецензия на рассказ А. П. Чехова «Студент» Читая произведения, связанные с историей России, постепенно начинаешь понимать, что жить с каждым днем становится все тяжелее и тяжелее. Очень...
  17. Рецензия на рассказ И. А. Бунина «Ворон» Энциклопедией любовных драм можно назвать «Темные аллеи» — книгу рассказов о любви, созданную в годы второй мировой войны . В...
  18. Рецензия на рассказ В. М. Шукшина «Два письма» Большинство героев В. М. Шукшина, на мой взгляд, условно можно разделить на две категории: деревенские «чудики» и «новоявленных» горожане, имеющих...
  19. Рецензия на рассказ А. Солженицына «Матренин двор» Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одаренными чистой, божественной энергией. Они...
  20. Сочинение-рецензия на рассказ В. Астафьева Сочинение-рецензия на рассказ В. Астафьева »Людочка» «Нам незачем наши сердца холодить; И так уж на улице вьюга» . (С. Куняев)...
« Описание образа Лопахина в пьесе «Вишневый сад»
Радищев: Энциклопедически образованный человек »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения