• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Готовые сочинения > Речь в стихотворении «Журналист, читатель и писатель»

 

Речь в стихотворении «Журналист, читатель и писатель»

Речь в лермонтовском стихотворении идет о переломе в поэтическом мировоззрении. Старое романтическое представление о поэтическом служении и о прежних идеалах, питавших музу поэта, нуждается в объективной поправке. Только на этом пути может быть обретен новый, более высокий и обогащенный жизненным опытом смысл поэтического творчества. Самая форма лирического монолога выделяет два спорящих сознания, объективация которых способствовала преодолению романтизма.

Лермонтов объективирует субъективную позицию благодаря анализу собственно внутреннего состояния. Из раздвоения авторского голоса не возникает какого-либо точного, однозначного вывода, но появляется некая позитивная тенденция, вырастающая как устремление, как направление мысли.

Ошибка разных голосов выражает диалектику сложного и до конца не проясненного сознания, находящегося в процессе перелома. Это сознание уже отчетливо видит недостаточность прежней романтической лирики, но еще и не приходит к лирике иного типа. Размышления касаются не только места поэта, но и предмета поэтического воспроизведения. Вопросы о существе поэтического творчества перемежаются с вопросами «о чем писать?» и «к чему?» (т. е. зачем). Само возникновение подобных вопросов возможно лишь в том случае, если поэтическое творчество вступило в пору внутреннего кризиса, вызванного причинами объективного характера.

Сложность процесса перехода к новому сознанию запечатлена в известном стихотворении «Журналист, читатель и писатель» (1840). Традиционная форма «разговора» позволила Лермонтову объективировать лирическую мысль. Прежде всего в «разговоре» заняты три ведущие силы всякого литературного процесса — Писатель, Журналист, (критик) и Читатель. Для Лермонтова принципиально важно представить реальную расстановку этих сил. Уже недостаточно одного лишь «разговора» Писателя с Журналистом без воспринимающего их Читателя, к которому в конце концов адресованы литературные произведения и формирующая общественное мнение журналистика (критика). Точно так же непосредственный диалог между Писателем и Читателем не учитывал бы реальной роли журналистики (критики), поскольку прямое общение Писателя с Читателем в высшей степени затруднено существованием посредника, могущего либо приблизить художественное произведение к Читателю, либо отдалить от него. Лермонтов остро почувствовал значение журналистики (критики) в новых условиях русской жизни. Его мысль здесь прямо продолжает пушкинские сетования на отсутствие настоящей критики в русской литературе. Журналист (критик) оказывается фигурой наименее привлекательной, но не потому, что эта фигура вовсе не нужна, а вследствие жалкой роли современной журналистики. Любопытно, что Журналист сам осознает пороки своих критических статей и соглашается с Писателем и с Читателем («И с этим надо согласиться»,- отвечает он Читателю). Однако Журналист (и журналистика в целом) еще не осознал подлинной сути своей миссии. И здесь многое зависит не от самого Журналиста, а от объективных обстоятельств, которые он обнажает в монологе «И с этим надо согласиться…». Н. И. Мордовченко и вслед за ним Б. М. Эйхенбаум видели в Журналисте Н. Полевого. Однако слова Журналиста «И все зачем? чтоб вам сказать, Что их не надобно читать!..», характеризующие состояние современной литературы, перекликаются со словами Писателя:

О чем писать? — восток и юг Давно описаны, воспеты; Толпу ругали все поэты, Хвалили все семейный круг; Все в небоса неслись душою, Взывали с тайною мольбою К N. N.. неведомой красе, И страшно надоели все.

Следовательно, точка зрения Журналиста отчасти перекликается с точкой зрения Писателя. Читатель, подхватывая размышления Писателя, сетует на современную литературу:

Стихи — такая пустота; Слова без смысла, чувства нету, Натянут каждый оборот; Притом — сказать ли по секрету? И в рифмах часто недочет. Возьмешь ли прозу? — перевод. А если вам и попадутся Рассказы на родимый лад То верно над Москвой смеются Или чиновников бранят.

Журналист, судя по его реплике Читателю, готов согласиться и с ним («Я точно то же говорю. Как вы, открыто негодуя, На музу русскую смотрю я. Прочтите критику мою»). В оценке современной литературной продукции согласны все. Все трое солидарны и в оценке современной литературы и критики, но Журналист исключительно простодушен. Требования к Журналисту идут с двух сторон. Писатель осознал читательские интересы, но отказывается от поэтического творчества, ибо посредник между ним и публикой пе понимает или узко, грубо понимает свои задачи. Слова о «неприготовленном взоре», о «ребенка сне покойном» и «слабом сердце» в этой связи перекликаются с предисловием к «Герою нашего времени». Начальные строки стихотворения характеризуют простодушие Журналиста, не привыкшего мыслить, а повторяющего банальные суждения толпы

Порой влюбляется он страстно В свою нарядную печаль…

Журналист оказывается не на уровне Читателя, а на уровне толпы. Не случайно в предисловии к «Герою нашего времени» Лермонтов обращается к словоупотреблению, сходному со словами заключительного монолога Писателя («Наша публика так еще молода и простодушна…»; «Она еще не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места; что современная образованность изобрела орудие более острое…»; «Эта книга испытала на себе еще недавно несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов»).



Речь в стихотворении «Журналист, читатель и писатель»

Другие сочинения по теме:

  1. Читатель в стихотворении «Журналист, читатель и писатель» Мысль Лермонтова улавливает, таким образом, чрезвычайно характерную черту современного ему литературного процесса: диалог менаду Писателем и Читателем превращается в разговор...
  2. Исповедь писателя в стихотворении «Журналист, читатель и писатель» В «Журналисте, читателе и писателе» исповедь писателя трагична. Писатель не видит пока выхода из трагедии и трезво оценивает реальную ситуацию....
  3. Речь памяти Пушкина, произнесенная на заседании Московского университета Пушкин не был поэтом какого-либо одинокого чувства или настроения, даже целого порядка однородных чувств и настроений: пришлось бы перебрать весь...
  4. Трилогия «Речь идет об Испании»; — лебединая песнь Отеро Трилогия «Речь идет об Испании» — лебединая песнь Отеро; последние годы его жизни были омрачены тяжелым недугом, преждевременно унесшим поэта...
  5. Пейзажные образы в стихотворении Лермонтова «Тучи» В марте 1840 г. за дуэль с Э. де Варантом, сыном французского посла, Лермонтов был переведен из Тенгинского полка и...
  6. Сложность авторской позиции в стихотворении «Дума» Мы далекие потомки Лермонтова, оцениваем его деятельность, и совсем другое — лермонтовская самооценка, хотя бы и поэтическая. Нам легче говорить...
  7. Писатель как Плюшкин? Методический комментарий. В основе современного урока литературы лежит требование диалогичности, причем в диалог вступают все субъекты учебной деятельности: ученик ведет...
  8. Тема урока. Прямая и косвенная речь. Диалог Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, при диалоге Цели: учить различать прямую, косвенную речь и диалог; формировать...
  9. Найдите и распределите по группам публицистическую, научную и разговорную речь Публицистическая: революционный, слом модели, социальное развитие, на Первом этапе, «перестройка», пресса, цензура, схема взаимоотношений, Власти, «четвертая власть», в канун, кампания,...
  10. Жизнь и творчество: писатель-реалист Диккенс Чарльз Английский писатель-реалист, известнейший представитель социально-бытовой прозы XIX столетия. Честертон отмечал, что Диккенс имел два больших таланта — умение писать смешное...
  11. Тайное и явное в стихотворении «Валерике» Интересно следующее место из диалога между штабс-капитаном Р-о и юным прапорщиком, недавно попавшим на Кавказ. Штабс-капитан говорит: «У вас на...
  12. Алексей Николаевич Толстой — писатель «большого таланта» Алексей Николаевич Толстой (1883-1945 гг.) — писатель «большого, ценного, веселого таланта». Трудным был путь, которым пришел Толстой в советскую литературу:...
  13. Авторская мысль в стихотворении «Смерть поэта» Стихотворение «Смерть поэта» в стремительном движении своих образов от одной общности к другой становится стихотворением о бессмертии казнимой Свободы. Сюда...
  14. Остап Вишня: писатель, рыбак и охотник Любовь Остапа Вишни ко всему живого, к миру природы является неопровержимым признаком его натуры. Так рыбачить и охотиться он ходил...
  15. Речь в защиту Раскольникова Выписка из судебного Речь в защиту Раскольникова Выписка из судебного протокола Пристав: Встать! Суд идет! Судья: Слушается дело — Санкт-Петербург против Ивана Раскольникова....
  16. В. В. Бианки — писатель для детей Виталий Валентинович Бианки (1894-1959)-один из известных наших писателей для детей. Сын ученого-орнитолога, Бианки с детских лет был близок к природе,...
  17. Федор Достоевский: великий русский писатель-мыслитель Федор Достоевский — выдающийся русский мыслитель-гуманист, творчество которого пронизано чувствам любви к человеку и невыразимой боли за него. В художественном...
  18. Биография М. Ю. Лермонтова Поэт, писатель, драматург. Родился Биография М. Ю. Лермонтова Поэт, писатель, драматург. Родился Лермонтов в Москве, в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней...
  19. Остап Вишня — писатель уникальной популярности В течение всего своего творческого пути Остап Вишня выступал как талантливый и неповторимый художник, слово которого глубоко проникало в пласты...
  20. Лирический монолог в стихотворении «И скучно и грустно» Критики 40-х годов (С. Шевырев, А. Никитенко) особенно ополчились, как указывал Белинский, на стихотворение «И скучно и грустно», увидев в...
« Твір на тему: «Сад улітку»
Краткое содержание трагедии Вольтера «Магомет» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения