Речевая характеристика героя
А. Т. Твардовский писал о войне не понаслышке. В самом начале войны он, как и многие другие писатели и поэты, ушел на фронт. И проходя по дорогам войны, поэт создал удивительный памятник русскому солдату и его подвигу. Героем «Книги про бойца», как определил сам автор жанр своего произведения, становится Василий Теркин, который являет собой собирательный образ русского солдата Но в книге есть еще один герой — сам автор.
Нельзя даже утверждать, что это всегда сам Твардовский Скорее, речь идет о том обобщенном образе автора-повествователя, который присутствует в «Евгении Онегине», «Герое нашего времени» и других произведениях, составляющих основу русской литературной традиции Хотя некоторые факты из поэмы совпадают с реальной биографией А. Т. Твардовского, автор явно наделен многими чертами Теркина, они постоянно вместе Этот факт позволяет говорить о том, что автор в поэме — это тоже человек из народа, русский солдат, который отличается от Теркина, по сути, лишь тем, что «в столице курс прошел». А. Т. Твардовский делает Теркина своим земляком. А потому слова Я дрожу от боли острой, Злобы горькой и святой Мать, отец, родные сестры У меня за той чертой — становятся словами и автора, и его героя Удивительный лиризм окрашивает те строки поэмы, в которых говорится о «малой родине», что была у каждого из солдат, принимавших участие в войне Автор любит своего героя, восхищается его поступками Они всегда единодушны И скажу тебе, не скрою, — В этой книге там ли, сям, То, что молвить бы герою, Говорю я лично сам Я за все кругом в ответе, И заметь, коль не заметил, Что и Теркин, мой герой, За меня гласит порой Автор в поэме является посредником между героем и читателем С читателем постоянно ведется доверительный разговор, автор уважает «друга-читателя», а потому стремится донести до него «правду сущую» о войне Автор ощущает свою ответственность перед читателями, он понимает, насколько важно было не только рассказать о войне, но и вселить в читателей веру в несокрушимость духа русского солдата, оптимизм Иногда автор как бы приглашает читателя проверить истинность своих суждений и наблюдений. Такой непосредственный контакт с читателем весьма способствует тому, что поэма становится понятной большому кругу людей В поэме постоянно сквозит тонкий авторский юмор В самом начале поэмы автор называет шутку самой необходимой в солдатском быту вещью Жить без пищи можно сутки, Можно больше, но порой На войне одной минутки Не прожить без прибаутки, Шутки самой немудрой.
Образ Теркина потому и полюбился фронтовикам, что в нем не было казенной лжи, дешевого, наигранного патриотизма Его отличала простота, которая вовсе не мешала ему и в часы переправы, и под бомбежкой, и в рукопашной схватке оказываться настоящим героем И только иногда, в самые ответственные минуты жизни Теркина, поэт позволяет себе открыто славить мужество тех, кто сражается против фашистов Кто одной боится смерти — Кто плевал на сто смертей Пусть ты черт Да наши черти Всех чертей В сто раз чертей. Сам герой тоже чаще всего высказывается шутливо, иронично Патетическая интонация не для него Но и в его словах прорывается иногда настоящая боль, глубокая любовь к родине: Я загнул такого крюку Я прошел такую даль, И видал такую муку, И такую знал печаль’ Мать-земля моя родная, Ради радостного дня. Ты прости, за что — не знаю, Только ты прости меня.
Наверное, эти слова до слез трогали читателей поэмы — точно таких же солдат, как Теркин, только не умевших так вот высказать свою печаль и любовь. Текст поэмы наполнен прибаутками, присказками, поговорками, причем определить, кто является их автором Твардовский, герой поэмы Теркин или народ вообще — невозможно. Поражает наблюдательность автора, зоркость его взгляда и мастерство передачи деталей фронтового быта Книга становится своеобразной «энциклопедией» войны, написанной «с натуры», в походной обстановке Автор верен не только деталям Он прочувствовал психологию человека на войне, ощутил такой же страх, голод, так же радовался и горевал А главное, «Книга про бойца» написана не по заказу, в ней нет ниче го показного, нарочитого, она явилась органичным выражением потребности автора поведать современникам и потомкам о той войне, в которой «бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле».
Речевая характеристика героя