Религиозные искания в поэзии Вячеслава Иванова
Свечу, кричу на бездорожьи; А вкруг немеет, зов глуша, Не по-людски и не по-божьи Уединенная душа. Вяч. Иванов Поэзия символистов искала выхода в неземной воле. Известно, что поэты-символисты пытались представить себя некими жрецами, вступали в различные мистические общества.
Зачисляли себя в ряды кто масонов, кто штейнеровцев, кто мартинистов. Вячеслав Иванов принадлежал, как известно, к одному из таких тайных обществ. Он вернулся из Италии, насыщенный образами древних мифов. От этого корня прямая дорога вела его в католическое средневековье, к Возрождению, к романтизму посленаполеоновской Европы. Вяч.
Иванов поклоняется чуть ли не всем богам средиземноморских культур и находит в них отклик своим раздумьям. Он поклоняется Озирису и Вакху, знает наизусть тамплиера Данте и розенкрейцера Гете. В своих культовых увлечениях он ненасытен. Стихи его в это время переполнены мифическими образами.
Вячеслав Иванов искренне верил, что сама поэзия является тоже своего рода миссией, призванной для той же божественной цели, что и пришествие божества в мир людей. Внутренний мир поэта, мне кажется, можно определить как духовно-исповедальный. Религиозные исповедания в стихах для него много значили: Земных обетов и законов Дерзните преступить порог, — И в муке нег, и в пире стонов, Воскреснет исступленный Бог!.. Молодежи поэт был не очень понятен.
Молодежь в вопросах веры, в отличие от Вяч. Иванова, стояла на твердых христианских позициях. Он же, по-моему, готов был поклоняться всем богам, подчинить свою волю всем горним силам, лишь бы они увлекли его в высший мир: Вдаль влекомый волей сокровенной, Пришельцы неведомой земли, Мы тоскуем по дали забвенной, По несбывшейся дали. Душу память смутная тревожит, В смутном сне надеется она; И забыть богов своих не может, — И воззвать их не сильна!.. Поэт признает, что он не может выбросить из сердца, в данном случае, античных богов, хотя воскресить их не может.
Наверное, вся мифотворческая поэзия Вяч. Иванова и была по сути попыткой воскрешения античных образов. Поэт не был христианином, но всю жизнь томился жаждой христианства, как многие интеллигенты того времени. Сергей Маковский в своих мемуарах вспоминал: «Запомнился мне разговор на религиозную тему, происходивший в 1909 году, втроем с Вячеславом Ивановым и Иннокентием Ан-ненским «.
Цитата Маковского длинная, и я своими словами передам ее суть: в разговоре выяснилось, что Иванов верит в Христа, но лишь в пределах Солнечной системы. Но он верит и в богов Олимпа, и в духов земли, и во все магии. Это подтверждает мое предположение, что Иванов ощущал себя человеком мира. Предполагаю, что ему была знакома философия Ницше, где появляется «богочеловек». Любопытно, что этот поэт и свою жену пытался в своей поэзии обоготворить.
Он ее в буквальном смысле слова прославлял, как богиню. С точки зрения христианства это, конечно, недопустимо, но поэт непредсказуем. Вот сонет «Любовь», где он вновь говорит с женой, но уже как с частью собственного единства: Мы двух теней скорбящая чета Над мрамором божественного гроба, Где древняя почиет Красота. Единых тайн двугласные уста, Себе самим мы — Сфинкс единый оба. Мы — две руки единого креста.
Поэт, мне кажется, совершенно уверен, что его лира может только к чему-то стремиться, только восторгаться и даже нечаянно не может оскорбить божественного начала. Поэтому меня, как читателя, не смущают такие его художественные несоизмеримости, как «Над мрамором божественного гроба…», «Мы — две руки единого креста». Все не так, но все у поэта как бы оправдано какой-то сверхгармонией. Разумеется, в тайны посвященный маг мыслит не по-людски и не по-божьи.
Вот, я думаю, и Вяч. Иванов занимает какое-то среднее пространство между Богом и людьми, между человеческим ничтожеством и божественной силой. Он из тех, кого Евангелие называет «волхвователями и обаятелями».
В поздних стихотворениях поэт вспоминает свои дерзкие воззрения на божественное начало: Не первою ль из всех моих личин Был Люцифер? Не я ль в нем не поверил, Что жив Отец, — сказав: «аз есть един»? Денница ли свой дольный лик уверил, Что Бога нет, и есть лишь человек?.. Наверное, так надо понимать и восклицание поэта в стихотворении «Зодчий»: Я башню безумную зижду Высоко над мороком жизни… Но в более поздних стихах Вяч.
Иванова христианское самосознание все же берет верх. Демонические дерзания начинают мучить его совесть. В стихотворении «Прозрачность» звучит раскаянием обращение к «демону»: Мой демон!
Ныне ль я отрину? Мой страж, я пал, тобой покинут! Мой страж, меня ты не стерег, — И враг пришел и превозмог…
Интересна в этом плане концовка этого стихотворения: Так торжествует, сбросив цепи, Беглец, достигший вольной степи! Но ждет его звенящих ног Застенка злейшего порог. В конце концов творческий рост поэта приводит его к настоящему христианству без всяких оговорок о солнечных системах. Это христианство ортодоксальное. В последние годы жизни мифические образы поэт использовал лишь как метафоры и не более того.
Он горько признается: …я слышал с неба зов: «Покинь, служитель, храм украшенный бесов». И я бежал, и ем в предгорьях Фиваиды Молчанья дикий мед и жесткие акриды. Утратив веру в своих несостоявшихся богов и богинь, Вяч.
Иванов обрек себя на молчание. Античные божества более не возникают в его стихах. Но религиозные искания Вяч. Иванова в поэзии привели его к самому главному и необходимому его душе. Это ощущение России как центра мироздания: Как осенью ненастной тлеет Святая озимь, тайно дух Над черною могилой реет, И только душ тончайший слух Несотворенный трепет ловит Средь косных глыб, — так Русь моя Немотной смерти прекословит Глухим зачатьем бытия.
Смерть настигла поэта в Риме. Прах его там, но душа — у нас в России.
Религиозные искания в поэзии Вячеслава Иванова