Революционный опыт прошлого и взгляд в будущее в литературе Германии
Роман «Седьмой крест» стал первым из литературных произведений, написанных в эмиграции и опубликованных вскоре после победы над фашизмом. Роман знакомил читателей с «другой Германией», с борцами-антифашистами и их заветом. Символ незанятого седьмого креста сохранил свое значение от времен страданий и преследований до новых дней, которые показали, что герои Сопротивления были авангардом борцов за лучшую жизнь.
И в других своих произведениях, далеких от немецкого материала, Анна Зегерс стремилась также противопоставить неверию в будущее обоснованный исторический оптимизм, который давал бы человеку силы, чтобы пересмотреть свою жизнь, и мужество начать ее сначала.
Вершиной воплощения этого творческого замысла послужил роман «Мертвые остаются молодыми» (1949).
Судьбы самых разных в социальном плане персонажей, события, происходившие с ними за период с 1918 по 1945 год, складываются в монументальную панораму новейшей истории Германии. Зловещая деятельность прусско-германских милитаристов и отмеченный многими жертвами путь немецкого пролетариата образуют основную тематическую линию романа, имеющую многочисленные ответвления. Роман нес современному читателю то, чего ему не могли дать ни историки, ни иные литературные произведения: глубокое по своей проникновенности изображение различных мировоззрений во всей их сложности, а вместе с тем картину повседневных событий; автор подробно показывает, как формировалось сознание отдельных персонажей и как оно диктовало им те или иные поступки, и все это подчинено в романе закономерностям общего хода истории. Продолжая прогрессивные традиции антипрусской критики (Фонтане), роман «Мертвые остаются молодыми» дал исключительную по своей всесторонности характеристику фашистской стадии германского империализма. Мысль, заключенная в названии романа, символизирует жизнеутверждающую силу жертв, которых требует борьба, диалектическую связь поражений и побед.
Мастерство классиков русской литературы XIX века служило образцом для изображения личных судеб или семейных историй в рамках эпического повествования национально-исторического масштаба.
Для последующих произведений Анны Зегерс продолжало оставаться характерным неразрывное единство творческого начала, литературно-теоретического осмысления и политической направленности.
В повестях «Возвращение» (1949) и «Человек и его имя» Анна Зегерс обращается к послевоенной действительности. Ее темой становится освобождение простых людей из тенет фашизма.
В повести «Человек и его имя» (1952) речь идет о сохранении личности в переломный период истории, о раскрытии или упадке нравственных сил. «Мирные истории» (1950) и цикл «Первый шаг» (1953) также посвящены теме внутреннего перерождения человека.
Повесть «Свет на виселице» (1961), продолжающая «Карибские рассказы» 40-х годов, и части цикла «Сила слабых» используют исторический материал, рисуя образы людей, совершающих нравственный выбор в борьбе за свободу и человеческое достоинство. На первый план здесь выступает тема завета борцов, неизменного во все времена стремления людей к свободе и счастью.
Латиноамериканская тематика, с которой Анна Зегерс познакомилась во время эмиграции в Мексике, воплотилась в новеллах, напоминающих новеллы Клейста. Они показывали читателю, что его проблемы, заботы, повседневная жизнь перекликаются с тем, что происходит в самых далеких от него странах мира. В мексиканском рассказе «Крисанта» (1951) чувство интернационализма так же сильно, как в рассказе «Хлеб и соль» (1958), посвященном венгерским событиям, или в рассказе о немецкой рабочей женщине «Сорок лет Маргареты Вольф» (1958).
Роман «Решение» (1959) служит своеобразным итогом литературной и общественной деятельности этого десятилетия. Роман описывает вступление граждан Германии в эру социализма.
Сюжет романа складывается из судеб трех бывших участников национально-революционной войны в Испании — Рихарда Хагена, Роберта Лозе и Герберта Мельцера. Они пришли в ряды антифашистов разными путями, после падения Испанской республики они потеряли друг друга из виду. Мельцер эмигрировал в США. Он не желает приспосабливаться к законам капиталистического рынка и пишет реалистический роман о национально-революционной войне в Испании. Судьбы Хагена и Лозе, встретившихся после 1947 года, показывают различные возможности для самоутверждения человека. Первый стал партсекретарем в восточной части Германии, и ему приходится прилагать не меньше усилий в поисках верных решений, чем второму, которому общественная деятельность дается с большим трудом и который все же находит свое место в жизни страны, став мастером, обучающим молодежь профессиональным навыкам.
Роман «Решение» с его действием, развивающимся по нескольким параллельным линиям, которые затем пересекаются, выявляя смысловые акценты повествования и связывая судьбы отдельных персонажей с событиями всемирно-исторического значения, представляет собою новый шаг вперед в развитии этого жанрового типа, уже ранее с успехом опробованного писательницей.
Герои романа оказываются в поле напряженного противостояния двух миров (действие романа происходит на сталелитейном заводе в Германии и в западногерманском концерне), требующего от них принятия принципиальных решений. Их повседневные заботы, радости, поиски и свершения являются именно той сферой, где им приходится принимать это решение. Все они, сознательно или бессознательно, участвуют в историческом процессе; в то же время ни у одного из героев причастность к истории не складывается просто и легко, она требует раздумий, усилий борьбы.
Революционный опыт прошлого и взгляд в будущее в литературе Германии