«Родился я с песнями…»
Сергей Есенин… В самом звучании этого имени слышны певучесть, музыка родных раздолий, красота народа, который создал такого поэта. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так волновало бы каждого, кто окунулся в бездонную глубину и свежесть его стихов.
Произнесешь это имя — и сразу душа наполняется чем-то чистым, свежим, печально-грустным и восторженно-радостным. Трудно писать о поэзии Есенина: язык рассуждений настойчиво перебивается поэтическими строками. Есенин говорил, что его лирика живет любовью к Родине, и чувство Родины — основное в его творчестве.
В ранних стихах Есенина возникают образы русских крестьян. Автор показывает деревенский быт, крестьянскую избу, тяготы крестьянской жизни. Стихи поэта грустны, как грустна была крестьянская действительность. Есенин рос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его любить красоту окружающего мира… Ранние стихи поэта звучат как признание в любви к родной природе, стремление раствориться в ней.
В природе он видит источник вдохновения: … стихов моих грусть Кормил я резедой и мятой… Поэт ощущает себя частицей природы, видит в животных «братьев наших меньших». В стихах о животных особенно чувствуется человечность поэзии Есенина. Замечательна «Песнь о собаке».
Мы видим материнскую радость собаки, любующейся новорожденными щенятами. Но идиллия резко обрывается: Вышел хозяин хмурый. Семерых всех поклал в мешок… Как может автор передать отчаяние живого, но бессловесного существа? Он изображает его увиденным как бы со стороны: По сугробам она бежала.
Поспевая за ним бежать… Одиночество усугубляется равнодушием, которое бросает «камень в смех». Да и некого винить: хозяин хмурый, видимо, не от хорошей жизни. С ранних лет поэту запали в душу народные сказания, поговорки, загадки. Они укрепляли его творчество, явились основой лирики Есенина: Родился я с песнями В травном одеяле…
Жизнь и творчество Есенина были сложны и противоречивы, что объясняет его отдельные заблуждения и жизненные ошибки. Но Есенин был везде верен себе в главном — в стремлении постичь сложную судьбу своего народа. Противоречивость Есенина наиболее драматично сказывается в его раздумьях о будущем деревни. Поэт не может отказаться от мира привычных образов и представлений, дорогого тем, что в нем жили десятки предшествующих поколений. Он любовно поэтизирует приметы родной стороны: Свет луны, таинственный и длинный.
Плачут вербы, шепчут тополя, Но никто под оклик журавлиный Не разлюбит отчие поля. Вторжение в деревенские просторы городской цивилизации ощущается поэтом как приход враждебного железного гостя. В своем творчестве Есенин намечает пути решения проблем, которые еще недавно казались ему безвыходными. В «Письме к деду» он говорит о неоспоримом преимуществе техники, «стального коня».
Сердечные пристрастия поэта меняются. Он не хочет оставаться в прошлом русской деревни — нищем и безысходном. И в последние годы творчества меняется отношение Есенина к современной деревне. Поэт отказывается воспевать старую деревню: Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям!
В последние годы Есенин все чаще возвращался к мысли о труде, видя в нем не только могучее средство преобразования страны, но и нравственную основу жизни. Поэт рад почувствовать себя рядовым тружеником, нужным людям: Что же, дайте косу, я вам покажу, Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, Памятью деревни я ль не дорожу? В поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, сожаления об утраченной юности, растраченных силах. В его стихах отразились и личные переживания, и сложное время, в которое жил поэт. И все же, несмотря на чувство грусти, пронизывающее многие стихотворения поэта, они не звучат пессимистически: их согревает вера в душевные силы человека.
Эти стихи Есенина созвучны пушкинским строкам: «…печаль моя светла». Поэт ощущает роковую безостановочность времени: «Все пройдет, как с белых яблонь дым». Сопротивляясь грусти по уходящей молодости, поэт мысленно обращается к родному краю, олицетворяя его в образе «страны березового ситца».
Для Есенина характерно звуковое осмысление слова, недаром в слове «Россия» ему слышалось и «роса», и «сила», и «синее что-то». Еще большую роль в поэтике Есенина играет цвет. Сознавая необратимость жизни, поэт с еще большим чувством благословляет ее вешнее цветение: «Май мой синий!
Июнь голубой!» Излюбленные цвета Есенина — золотой, синий, голубой. Любовная лирика занимает значительное место в поэтическом наследии Есенина. Радость встречи, тоска разлуки, грусть отчаяния — разнообразные переживания поэта.
Но тема любви сближается в его стихах с главной есенинской темой — темой Родины. Автор «Персидских мотивов» убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далекая Россия: Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий!
Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Он вырастает в обобщенный образ русской женщины, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. Современники вспоминали, что Есенин обладал необыкновенным обаянием. Любой собеседник находил в Есенине что-либо свое, привычное и любимое, и в этом тайна такого мощного воздействия его стихов.
Мы можем говорить сегодня не только о мировой известности поэзии Есенина, но и о мировом-ее значении. Все новые и новые поколения приобщаются к Есенину, постигая глубины его поэтического мира. Справедливы слова Н. Тихонова: «Есенин — это вечное…»
«Родился я с песнями…»