Родительское программирование
Семья играет первостепенную роль в формировании личности растущего ребенка независимо от воли и даже сознания родителей. В сущности, взрослые уже своим поведением способны программировать поведение ребенка на годы вперед. Э. Берн по этому поводу пишет: «С первых месяцев жизни ребенка учат не только, что делать, но и что видеть, слышать, трогать, думать и чувствовать. И кроме всего этого, ему также говорят, будет ли он победителем или неудачником и как кончится его жизнь». Проблема программирования — это проблема семей, не отдающих себе отчета в целях своего воспитательного воздействия. Родителям, на наш взгляд, важнее всего внести для себя ясность в то, каким они хотят видеть своего сына или дочь — ориентированного на пользу, прежде всего для себя, или — для своих близких, или — ощущающего свою социальную ответственность перед знакомыми и незнакомыми людьми. Хотят ли они видеть его альтруистом или эгоистом, манипулятором или актуализатором . Р. В. Овчарова считает, что некоторые, наиболее типичные, способы коммуникации родителей с детьми вызывает определенные эффекты, которые оказывают влияние на развитие ребенка. Нерешенные психологические проблемы родители проецируют на своих детей. Родительские директивы — скрытые приказания, неясно выраженные в словах или действиях родителя, за неисполнение которых ребенок не будет наказан явно, а будут наказан косвенно собственным чувством вины перед родителем, давшим данную директиву. Таковы некоторые родительские директивы, их скрытый смысл и влияние на психоэмоциональное развитие ребенка. Родительские директивы 1. «Не живи» Родители «уничтожают» ребенка: «Глаза бы мои тебя не видели», «Мне не нужен такой плохой мальчик», «Сколько тревог ты мне принес» . Скрытый смысл: легче управлять ребенком, так как у него возникает чувство вины, он искренне верит, что является «источник проблем». Данная директива несет деструктивный характер, и с возрастом детская вина усугубляется, что позволяет взрослым манипулировать ребенком. Он делает для себя вывод: «Лучше бы меня не было». В подростковом возрасте для несовершеннолетнего вероятно провоцирующее и опасное поведение, скрытый мотив которого — суицид. О таких людях часто говорят: «Ходит над пропастью», т. к. они слабы в случае несчастья, жизнь для них ничего не значит. Саморазрушительное поведение, хотя и неосознанное, характерно для этих людей. В школе эти Дети очень шумные, и наказание за такое поведение снимает с них чувство вины. Именно это чувство является базовым у преступников. Они, например, в этом случае делают наколки типа «Не забуду мать родную». Все это не дает возможности таким детям реализовать свои способности, желания. Для взрослых директива «не живи» работает, как необходимость постоянного доказательства, что человек чего-то стоит, и у него возникает ощущение никчемности существования. 2. «Не будь ребенком» Достаточно часто встречается фраза родителей: «Что ты ведешь себя, как маленький». При этом делается акцент на том, что детское состояние — плохо, а состояние взрослости оценивается положительно. Данная директива является причиной комплексов, как правило, у старших детей в семье и у единственного ребенка. Например, единственный сын у одинокой матери: «Скорее бы ты стал большим». Это приводит к тому, что во взрослой жизни люди берут на себя слишком много обязательств, у них возникают трудности в общении со своими детьми, поскольку им легче вовлекать ребенка в свои заботы и дела, чем входить в его состояние детства. 3. «Не расти» Данная директива чаще встречается в семьях с единственным или младшим ребенком. Директивы в этих семьях могут быть противоречивыми: «Ты еще мала, чтобы красится», «Мама тебя никогда не бросит». 4. «Не думай» Часто встречающиеся в речи взрослых фразы: «Не умничай», «Делай, что говорят», «Я лучше знаю, что надо делать». Дети начинают испытывать недоверие к своим интеллектуальным способностям, чувствуют опустошенность сознания. Выделяется еще один вариант директивы: «Не думай о чем-то конкретном», когда родители лишают ребенка возможности принимать рациональное решение. Например, мать говорит сыну: «Забудь…». . Коррекционным воздействием может быть научение ребенка делать паузу между рассуждениями и действиями. 5.»Не чувствуй» Существует два варианта программирования. По отношению к чувствам . Такие эмоции, как гнев, страх, обида, находятся под запретом. Это эмоции обладают силой разрушения внутренней гармонии личности. Впоследствии человек не может вербализировать свои чувства. По отношению к ощущениям . Родители не принимают во внимание физическую боль, ощущения ребенка, что в будущем у него утрачивается способность к безопасности. Последствия: утрачивается контроль над телом . 6. «Не достигай успеха» . Ребенок трудолюбив, старателен, но свои достижения считает незаслуженными. Причиной данного отношения к ребенку может быть скрытая зависть родителя. 7. «Не будь лидером» . В этом случае родители скорее всего сами имеют заниженную самооценку и обеспокоены тем, что ребенку будут завидовать сверстники или недолюбливать его. 8. «Не принадлежи» Иначе эту директиву можно перефразировать так: «Не принадлежи никому, кроме меня». Родители ограничивают свое общение, сужая его только до членов семьи. Они подчеркивают уникальность ребенка, тем самым формируя у него «Я — идеальное». Со временем его самооценка входит в норму, но человек не умеет устанавливать эмоциональные связи, чувствует себя не таким, как все. Он добивается больших результатов, работая один, вне группы. 9. «Не будь близким» . Данная директива учит ребенка не доверять другим, считать, что любая близость, откровение для него опасны. Последствия: человек не умеет определять, можно ли доверять другим, нечувствителен ко лжи или, наоборот, подозрителен во всем. 10. «Не делай» С такими опасениями родители обращаются к младшим и «поздним» детям в семье. Последствия: чувство страха в начале каждого дела, оттягивание любой работы. Корректирующее воздействие: давать детям право на ошибку. 11.»Не будь самим собой» А. Недовольство полом ребенка . Б. «Будь похожим на…» . Эти фразы родителей выражают недовольство, желание, чтобы их ребенок превосходил других. Последствия: человек постоянно недоволен собой. Корректирующее воздействие: ориентировать человека на конкретный результат, давать объективную положительную оценку. 12. «Не чувствуй себя хорошо» . Дети воспитываются в культе болезни. Ребенок привыкает, что на него обращают больше внимание из-за его болезни, а главный акцент в любом разговоре делается на недуг. Он действительно плохо себя чувствует, развивая этим чувство вины у других, повышая собственную самооценку. Обобщая все вышесказанное, отметим, что директивы выгодны для родителей и позволяют манипулировать ребенком. От директив невозможно избавиться, но знание их помогает избежать роковых ошибок в воспитании собственных детей и контролировать общение с ними. Материал предоставлен АУ ТО ДПО «Областной центр «Семья» |
Родительское программирование