Родительское собрание 2 класс
Конспект родительского собрания для 2 класса. Тема: Роль школьной отметки Автор: учитель начальных классов Паначева Ольга Викторовна
Описание: Данная работа познакомит родителей с ролью школьной отметки в жизни ребенка. Даны рекомендации родителям. Представлены анкеты для детей и родителей.
Цель: знакомство родителей с ролью школьной отметки
Задачи:
1. Показать родителям роль школьной отметки в жизни ребенка.
2. формировать культуру родительского воспитания учебных умений своего ребенка.
Форма проведения : родительский педагогический тренинг.
Подготовительная работа:
Анкетирование родителей.
Анкета №1
1 Я знаю, что школьная отметка — это…
2 Я говорю своему ребенку, что школьная отметка — это…
3Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его…
4 когда мой ребенок идет в школу, то я требую от него…
5 когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему…
6 Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я…
7 Когда мой ребенок получает плохую отметку. То я…
Анкета №2
Отметьте пожалуйста, фразы, которые вы чаще всего используйте со своим ребенком, анализируя его учение.
— Что ты сегодня получил?
— Ничего, не расстраивайся, у нас еще есть время все исправить.
— Я так и знал. И в кого ты такой уродился?
— Марш в свою комнату и не показывайся мне на глаза!
— Ты ведь умница! И в следующий раз учительница в этом убедиться.
— Сколько можно тебе это объяснять?
— Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь все сделать самостоятельно
— Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты?
— Садись и учи еще раз, а я потом проверю!
— Давай попробуем разобраться в том материале, который тебе не понятен.
— Знаешь, когда я была маленькой, мне тоже этот материал давался с трудом.
— Давай еще раз взглянем в учебник. Я думаю, нам это поможет.
— Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать.
— Вот придет отец! Он тебе покажет за двойку!
— Посмотри, как я учился! А ты?
— Анкетирование учащихся
1 Если я получаю хорошую отметку, то…
2 Если я получаю плохую отметку, то..
3 Мои родители говорят, что я могу учиться..
4 Мои родители говорят, что я не могу..
5 Если я получаю «пять», то родители мне…
6 Если я что — то не понимаю в домашнем задании, то родители говорят мне…
7 Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь мне, то они…
8 Родители хотят, что бы я был…
— Анализ учащимися картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка». Вопросы по картине:
— Понравилась тебе картина или нет?
— Что чувствует мальчик, изображенный на картине?
— Как ему живется в родном доме
— Как по твоему мнению относятся к нему родные и близкие
— Хотелось бы тебе ему помочь?
— Бывают ли в твоей жизни ситуации, похожие на изображенную? на картине?
— Как, по твоему мнению, закончится эта история?
— Подготовка памятки для родителей «Как относится к отметкам ребенка»
— Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему хочется, чтобы в ваших глазах он был хорошим.
— Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудиться, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат, но и те знания, которые он приобретет в результате ежедневного кропотливого труда.
— Не заставляйте своего ребенка вымаливать отметку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
— Не учите своего ребенка унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
— Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной отметки вашему ребенку вслух.
— Есть сомнения — идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
— Не обвиняйте беспричинно других взрослых, учителей и детей в проблемах Собственного ребенка.
— Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
— Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили.
Вскоре это станет привычкой.
— Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать. Ход собрания1. Выступление кл. руководителя
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка является яблоком раздора между членами вашей семьи и мерилом ценностей вашего ребенка. Во второй класс Дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к системному обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе.
Ожидание второклассников во многом зависит от того, насколько успешным был для него первый год обучения:»Думаю, что буду учитывать также хорошо, как в первом классе»; «В том году у меня не все хорошо получилось. Писал плохо. Теперь еще не знаю, как смогу». Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников. Самооценка отражает значение человека о себе и его отношения к себе.
Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные достижения в учении, а также положительное отношение со стороны близких взрослых. Младший школьный возраст является узлом в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной. Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от первоклассников.
Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка. Во втором классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов».
Снижение самооценки у второклассников связанно с повышением критичности к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограничены. Отсюда проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки. Оценка не тождественна отметке. Оценка — это процесс оценивания; отметка — результат этого процесса, его условное обозначение в баллах.
Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором взрослые сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижение, дает рекомендации, отмечает старание школьника и только затем, вывод из сказанного, называет заслуженную отметку. Без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. в результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал Сухамлинский В. А. «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол — отметка. Для одного ребенка — он добрый, снисходительный, для другого — жесткий, безжалостный, неумолимый… ребенок старается удовлетворить или — на худой конец — обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».
К сожалению, родители вольно или не вольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые:»Мама не очень меня любит, потому что я пятерки не получаю».
Психолог ША Амонашвили составил очень мелкие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «пятерка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица». Связывая свое отношение к ребенку с отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению. Родителям необходимо помнить, что в учении важно не только отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов.
Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.
2 Педагогический тренинг.
Упражнение первое. Уважаемые родители! Отметьте, пожалуйста, на вопрос: «Что значит для вас школьная отметка вашего ребенка?».
На доске записываются мнения родителей, которые чаще всего повторяются, затем эти мнения обсуждаются.
Упражнение второе. Родители обсуждают свои детские воспоминания, связанные со школьными отметками. Они осмысливают их со своей теперешней родительской позиции.
Упражнение третье. Посмотрите внимательно на картину Ф. Решетникова «Опять двойка». Попробуйте нарисовать финал данной картины, но с позиции 21 века.
Упражнение четвертое. Послушайте описание этой картины детьми, подумайте и сравните свое описание картины с восприятием ребенка. «В картину из школы зашел мальчик с опущенной головой. Его собака, которая очень любила хозяина, бросилась к нему, пытаясь развеселить хозяина. Но мальчик не смотрел на хозяина, он только думал: «За что, за что мне двойка».
Пионерка, младший брат и мать, глядя на эту картину, обо всем догадались. Вздохнув, мать покачала головой и подумала: «Что — то с отметками не так». Мальчик, с поникшей головой все продолжал думать об ужасной отметке.
Ему было жалко, что его дневник пачкают плохими отметками. Старшая сестра отвлеклась от домашнего задания, собака по прежнему верила, что она своим лаем сможет осушить слезы, которые пробивались сквозь пушистые ресницы. Не снимая пальто, несчастный ребенок стоял перед всеми в обиде и горе. Была абсолютная тишина, лишь вздох мамы, всхлип мальчугана и тиканье старого маятника слышались вокруг.
Скоро все встало на свои места: ученик перестал вспоминать о своей двойке, сестра стала снова делать уроки, и зимний вечер продолжал длиться как всегда». Обмен мнениями.
Упражнение пятое. Родителям предлагается в группах обсудить типичные ситуации, связанные со школьной отметкой и выработать стратегию поведения взрослых в предложенных ситуациях. Это поможет родителям в решении ситуаций подобного типа, которые могут сложиться в их семье.
1. Ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех пор, пока они не вернуться с работы.
2. Ребенок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает выполнение домашнего задания плохой отметкой.
3. Во время выполнения домашнего задания ребенок отвлекается, делает ошибки, не охотно доводит начатое дело до конца.
4. Ребенок пишет плохо, неаккуратно, а переписывать задание не хочет.
5. Ребенок приходит домой с очередной плохой отметкой.
6. Ребенок получил плохую отметку. А приходит домой и говорит, что получил отличную. Это повторяется довольно часто.
7. Ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив к оценке его знаний.
Упражнение шестое. Анализ анкет родителей в виде диаграмм. Анализ анкет учащихся. .
3 Заключительное слово кл. руководителя.
Уважаемые родители! Какой же вывод можно сделать, подводя итог этого собрания. О «двоечникам» и «хорошистам» необходимо уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными отметками.
Похвала им необходима, но необходимо и указание на ошибки, недочеты, неточности. Как же дозировать отметку в семье. Правило первое: не бейте лежачего. Двойка, а для кого-то и четверка — достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.
Ребенок ждет от родителей не попреков, а помощи.
Правило второе: чтобы избавить ребенка от недостатков, постарайтесь выбрать один — тот, от которого вы хотите избавиться в первую очередь, и говорите только о нем.
Правило третье: выбирая самое главное, посоветуйтесь с ребенком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Но если вас обоих беспокоит, прежде всего, скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности, и пересказа.
Правило четвертое: хвалить — исполнителя, критиковать — исполнение. Ребенок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь отделить оценку его личности от оценки его работы.
Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и не успехами соседа.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребенком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не за что было похвалить.
4 Итог собрания. В конце собрания родители высказывают свое мнение по содержанию собрания: что они узнали нового, в чем смогли убедиться, что вызвало их негативную реакцию. Для этого они заполняют «Отзыв о собрании»
— Я узнал, что…
— Новым для меня стало то, …
— Я убедился, что…
— Меня не смогли убедить в том, что…
— Я категорически против того, что…
5 Раздача памяток для родителей
Родительское собрание 2 класс