Родительское собрание «Где нашим детям хорошо? Пространство любви»
Костина Ирина Анатольевна
МБОУ «АСОШ №5»
Учитель русского языка и литературы
Где нашим детям хорошо? Пространство любви
Заседание родительского Клуба
Уважаемые родители, мы рады приветствовать Вас на очередном заседании клуба «Мудрое сопровождение ребенка».
Девиз сегодняшней встречи : «Перестаньте детей воспитывать — помогите им расти!». Каждый из вас сейчас здесь, потому что хочет помочь своему ребенку стать тем, кем он может стать, потому что вам не безразличны ваши Дети. В связи с этим возникает ряд вопросов: какую помощь может оказать родитель своему ребенку, а кого вообще-то ребенок хочет видеть рядом в трудную минуту и в минуты радости? Хочет ли он помощи от родителей?
Как долго помогать и в каком объеме, что конкретно делать-то с этими детьми?
Тут важно усвоить Одно : детям не нужно, чтобы мы, родители, «отдавали им лучшие годы жизни» и всю жизнь на них потратили. Единственное, что им нужно, — это наша Безусловная любовь. Что это такое и почему она так важна, как ее проявить и чем она отличается от простой любви — об этом мы и поговорим сегодня.
«Тропинка к Холму Родительской Мудрости»
В воспитании детей мы постепенно набираемся опыта и с каждым шагом совершаем восхождение к вершине Холма Родительской Мудрости. Сегодняшняя встреча — еще один шаг. Перед вами на столах следы, запишите на них, чего вы ожидаете от нашего общения?
«Творческое задание»
Любовь к ребенку… Трудно переоценить значение этого родительскoгo чувства в воспитании развивающейся личности. Любовь — творец всего до6рого, возвышенного, сильного и светлого.
Без любви к ребенку отец и мать не могут быть хорошими воспитателями, без нее не возможен душевный контакт, от которого зависит взаимопонимание взрослого и маленького, без нее нельзя привить растущему человеку душевную щедрость, отзывчивость, доброту.
Задание: представьте, как выглядит ваша любовь к вашему ребенку? Мы часто говорим, что любим своих детей, можем говорить о своей любви к детям красивыми словами, попробуйте передать через зрительный образ что такое «Родительская любовь». Дайте краткий комментарий.
А теперь, давайте сравним полученный результат с тем, как видят родительскую любовь наши дети . Одинаково мы понимаем это чувство? В чем особенности?
«Исследование»
Что значит любить ребенка? Одни считают, что лю6итъ ре6енка — это значит заранее подготовить его к самостоятельной жизни, имея ясное представление, какого человека они хотят вырастить. Другие уверены, что любить ре6енка — это значит холить и нежить его, опекать и страховать от всяческих усилий — и физических и моральных.
А как вы думаете, что дети хотят получить в качестве родительской любви?
Задание: посмотрите на слайд. (На слайде: Кормить и одевать; Всегда быть на стороне ребенка; Защищать; Понимать; Не наказывать; Интересоваться делами ребенка; Прощать; Хвалить
Перед вами понятия, которые конкретизируют значение родительской любви. Как вы думаете, что ваши дети хотят получить от вас в качестве «родительской любви»? Запишите 3 самых важных понятия в порядке убывания значимости.
Если ваша любовь к ребенку безусловна, то есть не зависит от его оценок и поведения, мнения соседей, напряженности вашего графика и прочих мелочей, вы легко дадите детям то, в чем они больше всего нуждаются. А это всего три простые вещи: уважение; доверие; безопасность.
Три слагаемых, которые сделают любимого человека счастливым.
«Наши дети о родительской любви»
А теперь послушайте, что пишут ваши дети о том, как они понимают, что есть родительская любовь?
Родительская любовь — это душевное воспитание, ничего не требующее взамен. Некое особое отношение теплоты, заботы, ласки, особой семейной атмосферы.
Родительская любовь — это самая искренняя любовь в мире. Нет светлее и чище любви родителей к детям и наоборот. Родительская любовь — самая верная любовь, которая длится от самого рождения и до последних дней.
Родительская любовь — это сильное и в то же время нужное чувство защиты. Родитель, любящий своих детей, дорожит ими.
Родительская любовь — это чистое, безграничное чувство, которое не способны затмить все горести и беды мира. Именно родители любят своих детей настолько, что готовы ради них на все.
«Стили воспитания»
Представим, что будет с нами, если 37 раз в сутки к нам станут обращаться в повелительном тоне, 42 раза — в увещевательном и 50 — в обвинительном?…
Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами.
Всем известна фраза: «Дети — цветы жизни». Растите детей, как цветы. Ведь когда из земли появляется маленький росток, мы не торопим его и уж тем более не тащим за листики, чтоб он поскорее вырос. К солнцу он потянется сам, без нас, потому что это заложено в нем изначально.
Мы о-бе-ре-га-ем его. Мы просто создаем благоприятные условия для его роста. Мы просто радуемся и ждем, когда он подрастет, когда бутон наберет силу и когда раскроются лепестки.
Любой садовник знает: дерево вырастет, цветы расцветут. Просто им не надо мешать. Просто надо делать все вовремя: и поливать, и удобрять почву, и удалять сорняки, и ставить подпорки; и обязательно помнить, что надо именно этому цветку в этот момент, в этой стадии его развития.
Так и с детьми.
Есть три типа родителей садовников.
Действия первых напоминают попытки вырастить пальму в Сибири. Ведь вы же построили парник, почему она не растет! Эти родители всегда видят перед собой маленького взрослого.
И часто на действия малыша реагируют так, как среагировали бы на проступок взрослого. И потому бывают недовольны и разочарованы
Второй тип — садовник старательный, но вы закидываете пальму ватниками и заливаете удобрениями. Оставьте ей что-то сделать самой, ведь расти — это ее дело, а не ваше! Ребенок для вас маленький всегда!
Грамотный садовник. Именно такие возводят оазисы в пустыне. Он твердо усвоил, что точка зрения маленького человека не всегда совпадает с вашей. И самое главное — он успевает вспомнить об этом и мысленно встать на сторону ребенка прежде, чем приступить к «воспитательным мероприятиям».
«Притча»
Мудрецы учат нас простым и в то же время важным вещам. Какой должна быть родительская позиция в воспитании. Послушайте, пожалуйста, притчу. Она называется «Урок бабочки»
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас.
Мы никогда не смогли бы летать.
«Эксперты-родители: помогите правильно поступить» .
Перед вами сложные жизненные ситуации, помогите найти мудрое решение. Дать слово родителям, у которых, возможно, есть проблемы с детьми, могут другие родители помочь т. к. сами успешно справились с подобными «неприятностями».
Итак, тогда начинаются проблемы и трудности с воспитанием, когда теряется безусловная любовь. Помните, что, во-первых, любые трудности — явление временное. Во-вторых, с ребенком можно договориться.
ВСЕГДА! В-третьих, из любой ситуации можно найти выход. И даже не один.
Опыт воспитания поколений говорит: не усложняйте себе жизнь. Принимайте своих детей такими, какие они есть. Живите и радуйтесь вместе с ними.
«Следы на тропинке к Холму Родительской Мудрости»
А теперь, уважаемые родители, подведем итог нашей встречи. Получили вы от нашей беседы то, чего ожидали. Если да, то передвиньте ваши следы поближе к Холму Родительской Мудрости».
«Свеча»
Свеча — символ жизни и символ просвещения, просветления сознания. Давайте встанем в круг и, передавая свечу друг другу, поделимся опытом общения со своими детьми. Как вы со своим ребенком достигаете ситуации успеха, какие у вас есть особые безотказные методы?
Например, я… . Спасибо за ваши мудрые советы.
«Памятки»
Каждое заседание мы завершаем тем, что на память оставляем мудрые советы, которые помогут нам в воспитании наших детей. Сегодня это послание ребенка нам, родителям!
И в завершение нашей встречи, хотелось бы, чтобы в памяти у вас остались следующие слова великого Януша Корчака:
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся. Потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой!
Спасибо за участие!
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ ОТ РЕБЕНКА
Не балуйте меня. Вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю.
Я просто испытываю вас.
Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.
Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только для того, чтобы просто расстроить вас, а то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».
Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если скажете мне все спокойно, с глазу на глаз.
Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позднее.
Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки — смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на личном опыте.
Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.
Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, увидите, что я вообще перестану задавать Вам вопросы и буду искать информацию где-то на стороне.
Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравниться с вами.
Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство, иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь больше подражая
Примерам, а не подвергаясь критике.
И кроме того, я вас люблю. Пожалуйста, отвечайте мне также любовью!
Давайте будем стремиться слушать и слышать своих детей!
Родительское собрание «Где нашим детям хорошо? Пространство любви»