Родительское собрание Введение ОРКЭС в 4 классе
Родительское собрание «Введение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе в 2015 — 2014 учебном году»
20 февраля 2015 года в МОУ «Макаровская СОШ» в 3-ем классе состоялось родительские собрания по теме «Введение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 2015 — 2014 учебном году». На собрании были рассмотрены два вопроса:
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2015 — 2014 учебном году». О целях и задачах курса.
Проведение мониторинга выбора учебного модуля курса ОРКСЭ.
По 1 вопросу слушали:
Директора МОУ «Макаровская СОШ»Иванову Л. А. , которая познакомила родителей обучающихся воспитанников с введением нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2015 — 2014 учебном году, с нормативной базой ОРКСЭ.
В апреле 2015г. в 19 регионах страны по поручению Президента России в российских школах началось преподавание нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Главное наше достояние — это наши Дети. Какими мы их сегодня воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить. Мы должны научить наших детей быть честными, добрыми, вежливыми, физически и духовно здоровыми.
Мы можем помочь им стать образованными, успешными людьми, обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своего народа, своей страны. И курс ОРКСЭ призван содействовать этому, т. к. знакомство с основами религиозных и светских традиций, культурой народов России и общечеловеческими ценностями призвано сыграть важную роль не только в расширении кругозора школьника, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам страны.
Наряду с открывшимися новыми возможностями в России стали нарастать негативные явления, присущие «обществу потребления». Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки, молодежь, поддавшиеся влиянию «рынка», низкопробных образцов массовой культуры, криминальных структур, деструктивных сект. Не имея опоры внутренней, молодежь утратила поддержку внешнюю , поскольку российское общество продолжительное время пребывало в состоянии растерянности: старые, социалистические идеи полностью отрицались, западные образцы, в силу особенностей российского менталитета, не срабатывали, новая система ценностей не была обретена.
Первые «постперестроечные» годы с особой остротой показали, насколько необходима определенная система ценностей для каждого человека, для общества и государства.
Введение комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников, оказанию необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.
Выступила завуч по учебно-воспитательной работе Корчагина Н. В.
Она познакомила родителей с Пояснительной запиской к проекту распоряжения Правительства Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской федерации от 2. 08. 2015года №Пр-2015.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебный процесс 4 класса и изучается в объеме 1 ч. в неделю.
В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребенок скоро покинет начальную школу и испытает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей.
Необходимо поддержать ребенка в этот сложный для него период.
Основные содержательные модули курса:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Выбор родителей является приоритетным для организации обучения ребенка по содержанию того или иного модуля.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной форме.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
Понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
Знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
Формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
Формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
Формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
Знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы традиционной культуры многонационального народа России;
Укрепление веры в Россию;
Укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.
Выступила классный руководитель 3 класса Ермакова О. И.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников. Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системе межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике.
Основные задачи комплексного учебного курса:
Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики
Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитее способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
После этого был проведен мониторинг выбора учебного модуля курса»Основы религиозных культур и светской этики».
МОУ «Макаровская СОШ»
Результаты выбора родителями учащихся 3 класса новых предметов .
Число учащихся | |
Основы православной культуры | 5 |
Основы исламской культуры | — |
Основы буддийской культуры | — |
Основы иудейской культуры | — |
Основы мировых религиозных культур | — |
Основы светской этики | — |
Затем слово было предоставлено родителям, которые уточнили уже сделанный выбор модуля курса. Ими был выбран модуль — «Основы православной культуры».
Решили:
Ввести курс «Основы религиозной культуры и светской этики» в процесс обучения 4 класса, начиная с 2015-2014учебного года по модулю «Основы православной культуры».
Секретарь : ______________ /Сазыкина О. И./
Родительского собрания в 3 классе
От 20 февраля 2015 года.
По теме:
«Введение нового курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
ПОВЕСТКА:
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2015 — 2014 учебном году». О целях и задачах курса.
Проведение мониторинга выбора учебного модуля курса ОРКСЭ.
На собрании присутствовало: 5 родителей.
Слушали:
Иванову Л. А., она определила цель родительского собрания: выбор модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Были названы нормативные основания введения курса ОРКСЭ: «Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012г. № 84 — р, приказы Министерства образования и науки Российской Федерации. Людмила Александровна отметила, что данный курс вводится планомерно, прошла апробация введения данного курса. Новый предмет оказался очень полезным, отзыва родителей, учеников и педагогов положительное. Особое внимание было уделено тому, что это единственный предмет в школе, который преподается по согласию с родителями учеников.
Родители учащихся узнали, что предмет проводится один раз в неделю, предмет безотметочный, вводится качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих проектов могут учитываться при формировании портфолио ученика. Требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.
Были названы модули данного учебного курса . Людмила Александровна отметила, что преподавать ОРКСЭ может учитель, прошедший курсовую переподготовку, ближе этот предмет учителю истории, обществознания и мировой художественной культуры. В заключении своего выступления Людмила Александровна отметила, что в рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии.
В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы .
Слушали: завуча учебно-воспитательной работе Корчагину Н. В. Наталья Владимировна познакомила родителей учащихся с учебником «Основы светской этики», рассказала родителям об особенностях этого модуля, назвала темы занятий, привела примеры из школьной жизни, которые говорят о необходимости формирования у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению.
Слушали: Ермакову О. И. говорила о духовно — нравственном развитии и воспитании школьников. Она отметила, что ОРКСЭ способствует достижению этой цели.
Решили :
Ввести курс «Основы религиозной культуры и светской этики» в процесс обучения 4 класса, начиная с 2015-2014учебного года по модулю «Основы православной культуры».
Секретарь: Сазыкина О. И.
Итоги анкетирования родителей учащихся третьего класса
О введении в общеобразовательных учреждениях комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе МОУ «Макаровская СОШ» в 2015/2014 учебном году.
20 февраля 2015 года в третьем классе было проведено родительское собрание по теме «О введении в общеобразовательных учреждениях комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с разъяснением целей введения курса. На собрании присутствовали родители 5 учащихся, которые были познакомлены с содержанием курса «ОРКСЭ» и участвовали в анкетировании. В целом родители положительно относятся к введению в учебный процесс школ нового курса «ОРКСЭ». Никто из родителей не увидел в этом курсе отрицательных моментов, только один из родителей затруднился с ответом.
Положительное значение введения курса увидели и в расширении кругозора детей , и в духовном и культурном развитии детей, и в том, что данный курс позволяет приобрести знания о различных культурах, 25 % родителей считают, что этот курс поможет воспитанию трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Риски с введением курса родители увидели только в том, что это дополнительная нагрузка на школьника , другая половина родителей считает, что курс ничем не может навредить школьникам, т. к. курс интересен и детям, и родителям.
Родители третьеклассников единогласно выбрали модуль «Основы православной культуры».
Неприятия курса «ОРКСЭ» в словах родителей не прозвучало. Наоборот, они уже слышали о том, что в начальной школе изучается этот курс, они готовы прислушаться и к мнению классного руководителя, и к рекомендациям родителей школьников, которые уже изучали этот курс, и к пожеланиям руководства школы.
Большинство родителей видят преподавание курса в качестве обязательного для всех учащихся.
Многие родители знакомы с учебным пособием по модулю «Основы светской этики»; учитель, преподающий этот предмет, познакомил родителей с содержанием остальных модулей, родители согласились с тем, что пособие носит воспитательный и нравственно-развивающий характер. Остальные затруднились с ответом.
Систему оценивания родители третьеклассников видят в выставлении отметок .
В целом, у родителей положительное отношение к курсу ОРКСЭ.
Родительское собрание Введение ОРКЭС в 4 классе