Родная земля в палитре поэтического мира Юрия Асмолова (знакомство с творчеством)
Цель: познакомить учащихся с творчеством курских поэтов, с проектной деятельностью; развивать навык отбора, систематизации материала на предложенную тему; вырабатывать умение самостоятельно мыслить, выражать собственную точку зрения; закрепить умения и навыки литературного анализа поэтического текста; развивать ассоциативное мышление, творческие способности обучающихся; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к родному языку. Оборудование: выставка книг курского автора, детские рисунки, музыкальная запись песен, мультимедийная установка, краски.
Многословен, наверно, излишне Мысль прозрачна моя, как роса: Красной нитью проходит по жизни Черноземная полоса! Юрий Асмолов
Ход урока I. Оргмомент. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Дети к шестому уроку подустали, но… Яркое пятно — как повелось на Руси, перед работой потирали ладони со словами «начнем, пожалуй». Оказывается, подсознательно человек «будит» рецепторы обоих полушарий мозга, включает их в работу. Нам предстоит потрудиться, работа новая, так что — Потрите энергично ладони — начнем, пожалуй! II. Вступительное слово учителя: (осмысление темы, определение целей и задач урока). Ребята, я предлагаю вам сегодня разговор вот на какую тему. Прочитайте ее на доске. Вам хорошо знакомо имя этого поэта? А его лирика? Как вы думаете, какова сегодня цель нашего урока? А как мы будем ее решать, с чего надо начать? А дальше? (Постановка проблемных вопросов: Кто такой Ю. Асмолов? О чем его поэзия? Каков поэтический мир автора? Как изображена родная земля в поэзии Ю. Асмолова?) А что вы заметили непривычного для урока литературы? III. Объявление системы оценивания /цветные фишки/: «5» — отлично, молодец — красный «4» — спасибо за хорошую работу — зеленый IV. Словарная работа /индивидуальная домашняя подготовка, поисковый момент/: объяснение значения и происхождения фразеологизма КРАСНОЙ НИТЬЮ ПАЛИТРА, КОЛОРИТ, ЦВЕТОВАЯ ГАММА, ЦВЕТОСЛОВО — передача линиями и красками эмоционального состояния), 1. Новое. Презентация — Заочное знакомство с поэтом. 2. Чтение учителем стихотворения «Черноземная полоса» «Строкой любви…» с.37. a) Обсуждение услышанного b) Истолкование художественного мира поэта: тема, идея c) Эмоциональное восприятие /словесное рисование/ V. Обсуждение эпиграфа: как думаете, почему я выбрала эти строчки? Запишите его. VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТА для глаз: — Смотреть прямо вдаль 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик пальца перед глазами на расстояние 25-30 см и смотреть на него 2-3 секунды. Повторять 5-6 раз. — Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 3 раза. — Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать такое же время. Повторять 3 раза. — Закрыть глаза, подушечками трех пальцев слегка подавить на верхние веки. Повторить. VII. Проектная деятельность в группах Порядок выполнения проекта 1. Определение целей и задач проекта /познакомиться со стихотворением, подготовить выразительное чтение, дать литературоведческую оценку, соотнести с чувством и цветом/ 2. Распределение ролей по группам: литературоведы, декламаторы, художники 3. Выполнение исследовательских заданий /описание и рисование под музыку/ 4. Защита проектов (3). Стихотворения: Родная глушь, Листопадовка, Песня о Курске a) Выразительное чтение стихотворения вслух b) Комментирование темы, идеи, обсуждение роли выразительных средств языка c) Демонстрация эмоционального восприятия /образ, чувства, краски, цвета/ VIII. Обобщение. Письменное задание продолжите фразу: 1. Когда поэт поет Россию, я вижу…КУРСКИЙ МИЛЫЙ КРАЙ 2. В душе моей проснулись…ПЕСНИ, ХОТЬ ХОРОВОДЫ СОБИРАЙ 3. В палитре мира у поэта…ЖИВОЙ ПРИРОДЫ ПРОСТОТА 4. Земли родной картины — это…РОССИЯ, МАМА, КРАСОТА 5. Чтение творческих работ, подведение итогов урока: — сумели ли мы ответить на поставленные вопросы? — Что было для вас сегодня на уроке новым или необычным? — Какими красками вы отразили бы ваше восприятие нового для вас поэта? — А настроение после этого урока? 6. Д. з. На листках с о стихотворениями есть варианты разноуровневого Д. з.: a) Выпишите из стихотворения строчки, в которых, по-вашему, заключен основной смысл. Прокомментируйте, какие средства языка использует автор для его передачи b) Объясните письменно, как вы понимаете слова автора из ст. «Песня о Курске»: «А магнитней Курска нет!» IX. Заключительное слово учителя, релаксация. Напутствуя меня вчера на встречу с вамипоказ слайда, поэт признался, что сам считает палитрой своего поэтического мира радугу, несмотря на то, что на его палитру «все чаще капает дождик и пытается размыть краски». Так он выразился о трудностях нашего времени. Но я могу с удовольствием отметить, что вы сегодня сумели почувствовать настроения поэтических произведений, довольно точно подобрали краски к его передаче. Значит, ваши души умеют сочувствовать, сопереживать. Я надеюсь, что сегодня сумела заинтересовать вас творчеством этого талантливого человека, вашего земляка, приобщить вас к поэтическому слову о родной земле. X. Оценки ваши за урок, ребята, это цветные фишки, посчитайте их, поставьте себе сами отметки. СПАСИБО ЗА УРОК!
Родная земля в палитре поэтического мира Юрия Асмолова (знакомство с творчеством)