Родное слово Пришвина
Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас… отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами Из письма Горького Пришвину М. М. Пришвин оставил нам множество рассказов, повестей, очерков о природе. Все эти произведения объединены взглядом писателя, человека с открытой и гордой душой. Любовь к природе и человеку ярко выражена в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
Начало этого произведения напоминает сказку: «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переяславль-Залесского, осиротели двое детей». С первых строк читатель входит в чудесный мир, где все живое взаимосвязано. Вот перед нами Настя и Митраша. «Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки».
Митраша был маленький, но плотный, «мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. Крестьянское хозяйство досталось детям после смерти отца и матери: это изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех живых существах. Настя занималась жен-скими домашними делами: «с хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи». На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. «Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы».
Так дети жили дружно, не зная горестей и бед. Вот как-то раз решили они пойти в лес за клюквой. «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью». Ребята знают, что есть такое место, называется оно палестинка, — она «вся красная, как кровь, от одной только клюквы». Настя и Митраша решили пойти в лес.
Берут они с собой самое необходимое. Настя положила в корзинку хлеба, картошки, бутылку молока. Митраша взял топор, двуствольную «тулку», сумку с компасом. Зачем же ему компас? Ведь в лесу можно ориентироваться по солнцу, как это делали деревенские старожилы. «Мужичок в мешочке» хорошо помнит отцовские слова: «В лесу эта стрелка тебе добрей матери: …небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты ориентироваться не сможешь, пойдешь наугад — ошибешься, заблудишься…».
Дети не знают, что им предстоит столкнуться с природной стихией и воочию увидеть Блудово болото. Вот, пройдя полпути, Настя и Митраша сели отдохнуть. «Было совсем тихо в природе, и дети до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания». О Блудовом болоте ходила легенда, что «лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели.
Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня…» С тех пор ель и сосна растут вместе. И ветер иногда качает эти деревья. И тогда ель и сосна стонут на все Блудово болото, словно живые существа…
Вот дети отдохнули и решили идти дальше. Но не тут-то было! «Довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой». Что делать? Митраша пошел по слабенькой тропе, а Настенька — по плотной.
Вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры. «Среди звуков стона, рычанья, ворчанья, воя в это утро у деревьев иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок». Даже волк в это время вылез из своего логова: «Он стал над завалом, поднял голову, поставил единственное ухо на ветер, выпрямил половину хвоста и завыл». Сказка-быль М. М. Пришвина, как и полагается сказке, заканчивается хорошо.
Митраша из-за своего упрямства оказался на Блудовом болоте. В борьбе за жизнь ему помогла собака Травка. Ну а Настя, увлеченная сбором ягод, на некоторое время забыла о брате, «еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная, прежняя золотая курочка на высоких ножках».
Голодный Митраша и уставшая Настя встретились уже под вечер. Они продолжили свой путь вместе, как уже двести лет «живут» на Блудовом болоте ель и сосна. Красота природы, ее богатый мир раскрываются в произведениях П. Бажова, А. Кольцова, И. Тургенева, И. Никитина, К. Паустовского. Если в творчестве писателей XIX в. мы видим ненарушаемую гармонию человека и природы, то в творчестве М. Пришвина уже появляются тревожные ноты. Пришвин тревожит читателя вопросами: зачем живешь, что оставишь после себя?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо пройти вместе с писателем долгий путь нравственных исканий, найти «ключ к собственной душе». «Лесная капель» — книга об одиночестве, любви, страдании, о безмерности боли, которая накапливается в душе человека. Прозаические миниатюры, вошедшие в этот сборник, необыкновенно поэтичны, наполнены меткими наблюдениями, точными описаниями природы. Читая их, мы испытываем чувство восхищения, желание их сохранить, сберечь, чтобы каждый мог насладиться и прелестью «неодетой весны», и звоном «лесной капели», и очарованием «ореховых дымков». Вершина поэтического творчества писателя — «Глаза земли». Разделенная на три части: «Дорога к другу», «Раздумья», «Зеркало человека», она представляет совершенное творение художественной, философской и научной мысли Пришвина. «Глаза земли» — это путь человека к «душам всех и каждому в отдельности» через свой собственный опыт жизни.
Перед нами многое открывается впервые, многое оказывается родным и созвучным, оживают молчавшие прежде листья и травы, и сам лес, со своими папоротниками и мхами, болотами и лесными полянами, кукушками и комарами. Художник, щедро наделенный дарованием и любовью к людям, становится радостным творцом всеобщей жизни. Каждая фраза, даже каждое слово у Пришвина, как в стихах, несет большую смысловую нагрузку.
Это такая мудрая поэзия в прозе. В ней нет назиданий, но есть родственное, целомудренное внимание ко всему, и к человеку прежде всего: ты голоден — я тебя накормлю, ты одинок — я тебя полюблю. «Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский, — писал Пришвин. — Вот возьми, например, слово «родина». Сколько слов с тем же корнем: родина, род, родственники, родимый, родник, родничок, родственный, родственное внимание…». Творчество Пришвина — это как заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который идет сейчас все шире и шире. Слово Пришвина звучит все громче и громче.
Мне кажется, что читая Пришвина, современный человек чувствует, как теплеет его сердце, как оттаивает его душа. Слово Пришвина необыкновенно современно, особенно в трагические моменты нашей жизни, на переломе эпох и веков.
Родное слово Пришвина