Родственность украинских сказок со сказками народов мира
Цель: показать ученикам родственность украинских сказок со сказками народов мира, а именно: с русской народной сказкой «Василиса Премудрая» и арабской народной сказкой о Синдбаде-Мореплавателе; раскрыть стремление всех народов мира к победе добра на злом, о воплощении мудрости, сообразительности человека; развивать творческие способности учеников, их фантазию; умение высказывать собственные соображения о содержании сказок, воспитывать уважение к фольклорному наследию не только украинского, а и других народов мира.
Тип урока: Урок-наблюдение.
Оборудование: Сборник сказок народов мира, иллюстрации, детские рисунки.
Ход урока.
I. Организация класса.
II. Актуализация опорных знаний. Беседа.
Что такое сказка? Каково ее строение и особенности? Такой жанр устного народного творчества существует только в украинском фольклоре? Известны ли вам сказки других народов? Какие сказки других народов мира любят читать в вашей семье? Чем они вас захватывают? Какие сказки народов мира вам известны? Назовите их. Что у них общего с украинскими народными сказками, а что отличное?
III. Восприятие и осознание нового материала.
1. Объявление темы, цели урока, их мотивация. 2. Работа в группах. Проведение викторины.
За определенное время ученики первой группы записывают главных героев украинских народных сказок, а ученики второй группы — русских народных сказок. Побеждает та группа, которая приведет больше примеров.
3. Беседа.
1) Чем отличаются герои украинских народных сказок от русских? (В украинских народных сказках отсутствуют такие герои, как Баба-Яга, Кощей Бессмертный, но существуют Змей и Ведьмы).
2) А чем похожи положительные герои сказок разных народов между собой? (Тем, что они смелые, отважные, имеют силу и, кроме всего, они мудрые, могут найти выход из любой сложной ситуации. Сказки всех народов заканчиваются победой добра над злом).
3) С какими народными сказками других народов вы знакомились на уроках зарубежной литературы? Они вам понравились? Чем? («Василиса Прекрасная» и арабская народная сказка о Синдбаде-Мореплавателе. Обычно, они ученикам понравились интересным содержанием и тем, что в них побеждает добро над злом).
4) Перескажите коротко содержание сказки «Василиса Прекрасная» и охарактеризуйте главную героиню произведения, обращая внимание на ее жизнь.
5) Расскажите о главном герое сказки Синдбаде-Мореплавателе. Какие приключения пришлось пережить ему во время путешествий.
6) Проанализируйте, с каким образом украинских народных сказок, что мы изучали на уроках, похожи герои этих сказок? Чем? Что народ хотел воплотить в данных образах, наделяя их такими чертами? (Синдбад-Мореплаватель, и Василиса Прекрасная воплощают ту же самую мудрость, сообразительность человека, демонстрируют победу ума, его силу, что и героиня украинской народной сказки «Мудрая девушка». Конечно, этими образами народ показывает, что наибольшее богатство человека — ум. Именно с его помощью человек, несмотря на то, богат он, беден ли, имеет авторитет среди других людей, его уважают и прислушаются к его мысли).
7) В каких ситуациях проявляется мудрость, сообразительность героев сказок? Чем они вызваны? (Все герои этих сказок живут своей жизнью. Но когда они встречаются со злом, то именно в этих сложных ситуациях проявляются их черты характера, их мудрость. С их помощью они с честью выходят из данной ситуации).
4. Вывод учеников.
Все эти сказки похожи между собой тем, что в образах их главных героев воплощена мысль о том, что главным богатством каждого человека есть его ум. И не важно, этот человек имеет много денег, или у него их совсем нет. Человек должен иметь ум. Лишь с его помощью он сможет победить зло, которое еще до сих пор властвует в мире.
IV. Работа по развитию творческих способностей учеников, их фантазии.
1. Беседа.
1) Вы ознакомились с украинскими народными сказками и с некоторыми сказками народов мира. Расскажите, на какие собственные соображения наводят вас данные произведения? (Ученики высказывают собственные соображения о содержании сказок).
2) А можем ли мы сказать то, что сказки являются некоторым отображением случаев из современной жизни? (Ученики проводят аналогию с современной жизнью. Учитель дополняет их раздумья, корректирует).
2. Работа в группах.
Группа «Художники». Устно нарисуйте мысленную картину, которая перед вами появилась, когда вы читали любую сказку.
Группа «Отгадай». Создать устное описание главного героя, какой-либо мысленный эпизод из любой сказки так, чтобы другие ученики класса смогли легко отгадать эту сказку. Цель достигнута тогда, когда ученики быстро и точно поняли, о какой сказке речь идет.
Группа «Мы — актеры». Выбрать любой эпизод из сказок, подготовить его и разыграть в ролях перед учениками класса.
Группа «Критики». Рассмотреть рисунки, которые подготовили ученики класса на урок, и объективно оценить их.
Группа «Мыслители». Составить раздумье о том, почему на свете существует добро и зло, правда и несправедливость, красивое и безобразное. Хорошо это или плохо.
Группа «Сказочники». Составить собственную сказку, где бы добро побеждало зло.
Ученики работают над задачами, а потом отстаивают свою точку зрения перед одноклассниками, комментируют свои ответы, демонстрируют свое творчество, умение, фантазию.
V. Вывод. Метод «Микрофон».
Чему учат сказки? К чему побуждают? Какая роль сказки в жизни человека? Чему я научился (научилась), читая данные сказки? Как я изменюсь после изучения данного материала? К чему буду стремиться?
VI. Итог, оценивание.
VII. Домашняя задача.
Повторить из теории литературы понятие «Сказка». Подготовить устное собственное размышление о содержании сказок.
Родственность украинских сказок со сказками народов мира