• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Роль автора в повести «Капитанская дочка»

 

Роль автора в повести «Капитанская дочка»

«В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании»,- замечает Пушкин. Путем параллельного развертывания сюжета «Капитанской дочки» Пушкин получает возможность непосредственно сопоставить между собой двух главных антагонистов — вождя крестьянского восстания и дворянскую императрицу, на столкновении которых основана историческая канва романа, и наряду с этим наиболее полно раскрыть характеры двух главных персонажей «вымышленного повествования».

Нет никаких сомнений, что в изображении императрицы Пушкин должен был чувствовать себя особенно стесненным политическими и цензурными условиями. Резко отрицательное отношение к «Тартюфу в юбке и короне», как называл он Екатерину II, засвидетельствовано его многочисленными суждениями и высказываниями. Между тем так показать Екатерину в произведении, предназначенном для печати, он, понятно, не мог. Пушкин нашел двойной выход из этих затруднений.

Во-первых, образ Екатерины дается восприятием дворянина восемнадцатого века, Гринева, который, при всем своем сочувствии Пугачеву как к человеку, остается верным подданным императрицы. Во-вторых, в своем описании Екатерины Пушкин опирается, как уже сказано, на определенный художественный «документ». Изображение «дамы» с «белой собачкой», которую встретила в царскосельском саду Маша Миронова, в точности воспроизводит знаменитый портрет Екатерины II Боровиковского: «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок.

Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».

Вместе с тем Пушкин необыкновенно тонко — без всякого нажима и в то же время в высшей степени выразительно — показывает, как эта привычная «тартюфовская» маска мгновенно спадает с лица Екатерины, когда она узнает, что Маша просит за Гринева.

От «прелести неизъяснимой» облика незнакомки не остается и следа. Перед нами не приветливо улыбающаяся «дама», а разгневанная, властная императрица, от которой бесполезно ждать снисхождения и пощады.

Тем ярче по сравнению с этим проступает глубокая человечность в отношении к Гриневу и его невесте Пугачева. Именно на этом-то отношении Пушкин получает возможность и как художник, и в обход цензурных рогаток развернуть — в духе народных песен и сказаний о Пугачеве — замечательный, с ярко выраженными национально-русскими чертами характер вождя крестьянского восстания, показать, наряду с его суровой беспощадностью по отношению к угнетателям народа и их защитникам, вольный дух, «орлиную» удаль и широту его натуры, глубоко заложенное в нем чувство справедливости, щедрость душевную, благодарность за оказанное ему добро.

С другой стороны, лучшие черты характера Гринева также особенно рельефно проступают на отношениях его с Пугачевым, которого он покоряет своей отзывчивостью и добротой , честностью, смелостью, прямотой, искренностью.

Наконец, в параллельном эпизоде — встреча Маши с императрицей — по-настоящему раскрывается нам и характер капитанской дочки, простой русской девушки, отец которой, мы знаем, вышел «в офицеры из солдатских детей», в сущности без всякого образования, нашедшей, однако, в себе в необходимую минуту достаточно «ума и сердца», твердости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чем не повинного жениха.

Замечательный образ вождя крестьянского восстания и пафос конечного торжества простых хороших людей — именно эти черты и сообщают пушкинскому историческому роману присущую ему глубокую внутреннюю демократичность. Наиболее полному и яркому выражению этих черт служат все художественные средства и приемы, применяемые здесь Пушкиным. Среди них одно из важнейших мест принадлежит, как мы только что могли убедиться, продуманной и стройной, сложной и в то же время в высшей степени простой композиции романа.

Она реализуется автором не только в замечательном соответствии, но и в тесном взаимодействии с развертыванием сюжета, движением фабулы, развитием характеров, определена всеми этими задачами и вместе с тем помогает их наиболее полному художественному разрешению.

Необычайная гармоничность «Капитанской дочки» придает пушкинскому роману в прозе исключительную поэтичность, ставит его в ряд величайших образцов мирового искусства слова. Гениальный мастер стиха Пушкин предстает перед нами и как гениальный художник-прозаик.



Роль автора в повести «Капитанская дочка»

Другие сочинения по теме:

  1. Идейно-художественное своеобразие повести «Капитанская дочка» По жанру «Капитанская дочка» — историческое повествование в форме «семейственных записок», в ней есть черты и повести и романа, историческое...
  2. Образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» В «Капитанской дочке» А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773-1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой...
  3. Сочинение по повести Пушкина «Капитанская дочка» «Капитанская дочка» . Настойчиво интересуясь проблемами крестьянского восстания, Пушкин с особым вниманием изучал историю народной войны 70-х годов XVIII в....
  4. Сочинения по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Безусловно, А. С. Пушкина очень волновала тема восстаний в России — как крестьянских бунтов, так и таких, как события декабря...
  5. Сны и письма и их композиционная роль в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и повести «Капитанская дочка» «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» являются выдающимися произведениями А. С. Пушкина, в которых он выступил новатором во многих отношениях, используя...
  6. Второстепенные персонажи повести «Капитанская дочка» Гусарский ротмистр Зурин, который в начале романа учит молодого Гринева «привыкать к службе» и, пользуясь его совершенной неопытностью, жестоко обыгрывает...
  7. Образ Пугачева и его художественное воплощение в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Отношение Пушкина к существующему в России политическому устройству было неоднозначно. Оно менялось в зависимости от тех или иных событий, происходивших...
  8. Яркая картина стихийного крестьянского восстания в повести «Капитанская дочка» Тема крестьянских восстаний, затронутая в «Дубровском», естественно обращала мысль Пушкина к восстанию Пугачева. Пол «адумывает писать «Историю Пугачева». Он едет...
  9. Автор — повествователь — герой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин использует свой излюбленный прием: сам он выступает в роли издателя, а автором как...
  10. Героический образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» Сам образ Пугачева — героический. Кульминационный период в раскрытии этого образа — эпизод со сказкой: «…чем триста лет питаться падалью,...
  11. Вопросы и ответы к XIII главе повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Опишите вторую встречу Гринева с Иваном Ивановичем Зуриным. Сопоставьте ее со сценой знакомства Гринева и Зурина. Подумайте, изменились ли герои,...
  12. Образ Марьи Ивановны в повести Пушкина «Капитанская дочка» Недавно я прочитала произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Над этой повестью Пушкин работал в 1834-1836 годах. В ее основу...
  13. Система образов в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Еще с 20-х годов 19 века А. С. Пушкин проявлял интерес к прошлому своей страны . В 30-е годы в...
  14. История России в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» История России полна воспоминаний о народных волнениях, иногда глухих и малоизвестных, иногда — кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных...
  15. Система персонажей в повести «Капитанская дочка» Еще с 20-х годов 19 века А. С. Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому своей страны . Этот интерес...
  16. Образ Гринева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Повесть А. С. Пушкина » Капитанская дочка » была опубликована в декабре 1836 года в журнале «Современник». Она стала последним...
  17. Роль хронотопа в раскрытии идейно-художественного смысла повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Предмет изображения повести «Капитанская дочка» — история крестьянского восстания под руководством Пугачева. Мир повстанцев противостоит миру дворян. Это два художественных...
  18. Зачем Пушкин вводит в роман «Капитанская дочка» Екатерину II? За многие десятилетия изучения «Капитанской дочки» па эти вопросы давались самые различные и часто противоречивые ответы. В конце XIX века,...
  19. Образ и характер Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка» Характер Пугачева раскрывается Пушкиным последовательно. Сначала он овеян тайной ; потом дан его внешний портрет, и постепенно читатель узнает его...
  20. Описание главных персонажей в повести Пушкина «Капитанская дочка» «Капитанская дочка» — исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин...
« Тарковский А. А. биография
Историческая основа «Слова о полку Игореве» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения