Роль «двойников» Раскольникова в раскрытии идеи романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Ф. М. Достоевский занимает уникальное место в мировой литературе. Его считают писателем-философом, в творчестве которого раскрывались важные проблемы и коренные противоречия человеческого бытия. Роман «Преступление и наказание» вырос на основе глубоких и печальных раздумий Достоевского над важнейшими проблемами времени.
Родион Раскольников — молодой человек, исключенный из университета, мещанин по происхождению, живет в крайней бедности. Поддавшись странным, «недоконченным» идеям, которые носились в воздухе, он решился разом выйти из своего скверного положения. Раскольников решает убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги под проценты. Такова завязка основного действия романа.
Чтобы глубже понять философские, нравственно-эстетические и религиозные проблемы произведения, характер Раскольникова, Достоевский вводит в роман «двойников» главного героя. В них пародируется или оттеняется какая-либо сторона личности Раскольникова. Благодаря этому «Преступление и наказание» оказывается не столько судом над преступником, сколько судом над личностью, характером, психологией человека. Кроме того, чтобы подчеркнуть личные и общественные противоречия Раскольникова, автор романа постоянно наращивает тягостные картины безысходной нищеты и безутешного горя, раскрывает бесчеловечные обстоятельства жизни «униженных и оскорбленных».
Лужин и Свидригайлов — непосредственные участники основной романной интриги. Свидригайлов домогается любви Дуни, приезжает вслед за ней в Петербург, ищет знакомства с Раскольниковым, стремится узнать его тайну. Лужин — жених Дуни, тот человек, за которого она хочет выйти замуж ради спасения бедствующих брата и матери. Посягательства обоих героев на Дуню ускоряют преступление Раскольникова. Он пытается помешать предполагаемому браку и не принимает жертвы сестры.
Лужин и Свидригайлов, как и Раскольников, случайным образом оказываются связанными с семьей Мармеладова и принимают участия в их судьбе. Лужин компрометирует Соню и тем самым ускоряет смерть Катерины Ивановны, на деньги Свидригайлова пристроены дети Мармеладова. Страсть к наживе уживается в Лужине с патриархальной мечтой о женитьбе на благонравной и бедной девице, которая благоговела бы перед ним. С другой стороны, Лужин думает, что его брак с бедной девушкой — это истинный подвиг.
Став женихом сестры Раскольникова, имя которой запятнано грязной сплетней, он, даже не веря сплетне, высоко ценит свою решимость вознести Дуню до себя. Внутренний мир Лужина, видимо, не представлял собой какой-либо психологической загадки для Достоевского: разоблачение этого героя он начинает с первого же упоминания о нем. В письме Пульхерии Ивановны дана вся совокупность сведений об этом герое: «Главное, человек деловой и кажется добрый…» В обрисовке Лужина Достоевский в полной мере проявляет свое комическое дарование.
Критика нравственных принципов Лужина достигает кульминации в сцене его решительного объяснения с Дуней. «Любовь к будущему спутнику жизни должна превышать любовь к брату», — такие слова Лужина встречают решительный отпор со стороны Дуни, требующей уважение ко всему, что дорого ей. Аркадий Иванович Свидригайлов — герой иного плана. Если Лужин ясен и понятен с первых же строк, то характер Свидригайлова загадочен. Атмосфера таинственности вокруг него сохраняется до конца.
Прошлое Свидригайлова окутано мрачной тайной, которая в виде отдельных намеков и слухов постоянно врывается в роман. Восемь лет назад, стараниями Марфы Петровны, безвременно умершей жены Свидригайлова, «затушено было, в самом начале, уголовное дело, с примесью зверского и, так сказать, фантастического душегубства, за которое он весьма мог бы прогуляться в Сибирь». Свидригайлова подозревают в растлении ребенка, в убийстве собственной жены, в истязании крепостного лакея. Ощущение некой таинственной силы как бы является фоном существования этого героя. Он пришел к Раскольникову, предполагая встретить противника и даже врага.
Раскольников дважды угрожал убить Свидригайлова. Но при встрече эти герои начинают с того, что признают друг друга «одного поля ягодой». «Мне все кажется, что в вас есть что-то к моему подходящее…» — повторял Свидригайлов. И Раскольников сознает, что в этом герое «тайная какая-то власть над ним». Мне кажется, что это — власть родственного характера, родственной судьбы, одинакового отношения к жизни.
В то же время, Свидригайлов чувствует, что Раскольников — не точная его копия. Раскольникова еще надо раскусить, это интересный объект для наблюдений. Но и Родион присматривается к Свидригайлову, старается разгадать, что таится в нем и за ним, что он представляет собой. «Признаюсь, ничего хорошего не понимаю…» — говорит Раскольников сестре.
Свидригайлов — человек без совести и чести. Он является предостережением Раскольникову. Если Родион не послушается голоса собственной совести и захочет жить с преступлением на душе, то он будет мучиться, как Свидригайлов. Таким образом, Свидригайлов — самый мучительный «двойник» для Раскольникова, потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной пустоты решившегося на преступление.
По глубокому убеждению Достоевского, для людей на земле есть лишь две перспективы: или любить или уничтожать друг друга. Третьего не дано. К такому выводу и подводит нас Достоевский в своем романе «Преступление и наказание».
Эта мысль становится явной при сближении Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым.
Роль «двойников» Раскольникова в раскрытии идеи романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»