Роль эпиграфа в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роль эпиграфа в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» …так кто же ты, наконец? — Я — часть той силы, что Вечно хочет зла и вечно Совершает благо. «Фауст» И. Гете. Эпиграфом к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» являются слова Мефистофеля — одного из персонажей драмы И. Гете «Фа­уст». О чем же говорит Мефистофель и какое отношение к истории Мас­тера и Маргариты имеют его слова?

Цитатой из «Фауста» М. Булгаков предваряет появление Воланда; он как бы предупреждает читателя, что нечистая сила в романе занимает одно из ведущих мест.

Слова Мефистофеля в полной мере можно отнести и к булгаковскому персонажу — Воланду . «Иностранный консультант» действительно хочет зла, он носи­тель зла по природе своей, а его цвет в романе — черный. Однако свой­ственно ему и определенное благородство, честность; и порой, вольно или невольно, он совершает добрые поступки . Воланд делает гораздо меньше зла, чем предполагает его роль. И хотя по его воле погибают люди — Берлиоз, председатель МАССОЛИТа, и бывший барон Майгель, служащий зрелищной комиссии, — их гибель ка­жется закономерной, так она — результат их собственных деяний.

По воле Воланда горят дома, люди сходят с ума, исчезают на некото­рое время…

Следует заметить, что пострадавшие от дьявола в романе — по преимуществу, отрицательные персонажи . Булгаков показывает, что всем воздается по заслугам — и не только Богом, но и сатаной. Ведь главным героям — Мастеру и Маргарите — Воланд помогает и даже исполняет желания Маргариты. Дьявол не только возвращает ей любимого человека, а ему — Дом, но даже освобождает по просьбе Маргариты Фриду.

После того как Левий Матвей передает Воланду желание Иисуса, сатана награждает Мастера и его любимую: он дарит им вечность.

Причем делает это охотно — возникает впечатление, что он только ждал команды. Да и злые дела дьявола нередко оборачиваются пользой для постра­давших от него людей. Поэт Иван Бездомный с помощью Воланда осознал, что его стихи абсолютно бездарны.

Он принял решение больше никогда не писать. Пос­ле выхода из клиники Стравинского, Иван становится профессором, со­трудником института истории и философии, начинает новую жизнь.

Побывавший вампиром администратор Варенуха навсегда отучился от привычки лгать и ругаться по телефону, стал безукоризненно вежливым. Председатель жилищного товарищества Никанор Иванович Босой оту­чился брать взятки. Николай Иванович, которого Наташа превратила в борова, никогда не забудет тех минут, когда иная жизнь, отличная от серых будней, косну­лась его, долго будет жалеть, что вернулся домой, но все равно — ему есть что вспомнить. После пожара в доме Грибоедова в разговоре с Воландом Коровьев говорит, что дом будет отстроен заново и что будет этот новый дом лучше прежнего.

А место латунских займут достойные люди, настоящие таланты, которые создадут новую литературу, далекую от конъюнктуры. Да, зло разрушительно, но оно разрушает старое, отжившее. Ведь если этого не сделать — в жизни будут торжествовать рутина и косность.

Воланд, обращаясь к Левию Матвею, говорил: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей…». Дей­ствительно, что есть добро в отсутствие зла? Значит, Воланд необходим на земле не меньше, чем бродячий фило­соф Иешуа Га-Ноцри, проповедующий добро и любовь. Добро не всегда приносит благо, равно как и зло — беду.

Довольно часто бывает наоборот. Вот потому-то Воланд и есть тот, кто, желая зла, все же творит добро.

Именно эта мысль и выражена в эпиграфе к роману.