Роль эпизода «Разговор Аркадия и Кати в саду»
Разговор Аркадия с Катей… Когда приступаешь к чтению данного отрывка, не сразу понимаешь, какую роль играет он в развитии сюжета произведения или в развитии отношений между героями. Это не дуэль Павла Петровича и Базарова, не объяснение главного героя с Одинцовой, даже и не завязка — приезд Базарова в Дом к приятелю. Обстановка очень спокойна и буднична: для Аркадия и Кати все волнения уже позади, пора сомнений и поиска миновала.
В чем же тайна, в чем же смысл этого эпизода? Попробуем разобраться…
«В Никольском, в саду, в тени высокого ясеня, сидели на дерновой скамейке Катя с Аркадием», — пишет Тургенев. По всему видно, что это уже не первая их Прогулка; на лицах молодых людей не видно ни смущения, ни робости, ни привычного, казалось бы, для Кати недоверия к «последователю нигилизма». Впрочем, похоже, что от нигилизма не осталось и следа. А природа!.. какое спокойствие, какое умиротворение вливает она сейчас в его душу! Тень ясеня, редкие золотые блики, «яркая полоска» света, вспыхивающая в темных волосах Кати, воробьи и «изящная» Фифи у ее «прелестных ножек» — что за идиллия!
И удивляет мысль: разве способен находить счастье в покое и тишине ученик Базарова?
Впрочем, сам Аркадий разительной перемены в себе не замечает. Изумляется только читатель: он видит перед собой личность, а не тень «великого человека», он слышит не повторение мыслей и суждений Базарова , а собственные слова юноши. Аркадий наконец-то обретает самого себя, ищет созвучия своим мыслям не в сухой анатомии, а в доверчивом молчании вместе с подругой. Да, Катя ему подруга, и это, кажется, первая настоящая дружба за всю его жизнь. Так думаю я. А они?
Чтобы понять это, нужно вслушаться в разговор Аркадия с Катей.
Беседа начинается со спора о литературе — спора, состоящего буквально из двух фраз, так как Катя уверена в своей правоте, а Аркадий не хочет и не собирается возражать. С самых первых реплик диалога мы видим, что юноша почти целиком находится под влиянием Катерины Сергеевны. Странно, но этот чистый, добрый, неглупый Аркадий напоминает мне плющ или вьюнок: растения, которые при всей своей чистоте не могут вырасти без поддержки сильного ясеня .
Разговор друзей переходит с литературы на жизнь, и вспоминают они Базарова — самого удивительного и неординарного человека, когда-либо встреченного ими. Такие встречи не проходят бесследно; и сейчас Аркадий, кажется, готов просить помощи у Кати — не явно, не прямо, но так, чтобы вместе разобраться, «что ж это было». Вы замечаете, что в этом разговоре юный Кирсанов словно открывает самого себя? Его речь пересыпана наивными, почти детскими вопросами: «Кто меня переделает?
Вы?», «Разве вы замечаете, что я уже освободился из-под его влияния?» Суть этих вопросов заключена в одном: неужели я стал другим? Перемена для Аркадия настолько необычна, что он просит, требует у Кати ответа. Мнение новой подруги о Базарове для него чрезвычайно важно.
«Он вам никогда не нравился», — говорит юноша. «Я не могу судить о нем».
Ответ героини — это ответ думающей и честной натуры. Чем-то и Катя напоминает так называемых тургеневских девушек — Лизу Калитину, Елену Инсарову, — хотя, конечно, ничего необыкновенного ни в суждениях ее, ни в поведении мы не найдем. Катя — цельный и сильный человек, ее восприятие мира основано на двух точках: рациональной, логической — и инстинктивной. «Я чувствую, что он мне чужой, и я ему чужая», — говорит Катя и тут же одним метким словом определяет всю сущность Аркадия: «Да и вы ему чужой.
Он хищный, а мы с вами ручные».
Люди могут сходиться и расходиться не из-за одних убеждений и разногласий. Есть в человеческом мире существа иной породы, и с ними нельзя сблизиться только по собственному желанию. Аркадий как человек хороший, но слабый не смог этого понять, Катя же — личность самодостаточная.
Ее Базаров настораживает, она не хочет прикасаться к его миру.
Что можно сказать еще? Зная итог отношений Аркадия и Катерины Сергеевны, я не могу не подумать об их будущем. Пусть Кирсанов станет вторым Николаем Петровичем; но, по-моему, судьба Кати будет сложнее.
Она, не успев вырасти, встретила доверчивую любовь-дружбу, встретила и отдалась этому чувству. Но что станет, если по ее жизненному пути пройдет сильный и неординарный человек «ее судьбы»? Устоит ли она перед новым чувством любви?
Как бы то ни было, сегодня мы открыли первую страницу эпилога и вместе с тем новой жизни: кончено все для Базарова, а перед Кирсановым расстилается другая дорога — дорога человека, окончательно примкнувшего к лагерю «отцов».
Что ж, подведем итоги. В таком небольшом и, казалось бы, незначительном, «проходном» фрагменте Тургеневу удалось показать многое. Завершена тема отцов и детей — каждый нашел свое место.
Кроме того, открылись новые стороны характеров персонажей. Чувствуется, что изменилось отношение автора к Аркадию: Тургенев отходит от ироничной снисходительности и с доброй улыбкой смотрит на этот новый союз. Таким образом, в эпизоде еще раз подчеркивается основная идея произведения: любовь торжествует над всеми сухими теориями, ведь, по словам Тургенева, «только ею, только любовью держится и движется мир».
Роль эпизода «Разговор Аркадия и Кати в саду»