Роль главы «Фаталист» в раскрытии образа Печорина
В романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов поставил своей задачей всесторонне раскрыть личность современника, показать портрет «героя времени», «составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Образ Печорина сначала предполагал автобиографическую канву. Но постепенно он наполнился другим содержанием, вылился в центральную проблему романа — проблему человека и эпохи. Характер Печорина стал отражением явлений российской действительности 30-х гг.
XIX века. В предисловии к журналу Печорина Лермонтов определяет свою творческую задачу — нарисовать не массовый портрет дворянства, а обратиться к характеру редкому, исключительному, таившему в себе «силы необъятные». Но роман Лермонтова, вместе с тем, решает и многие философские проблемы. Одна из них — влияние рока, судьбы на человека. В этом отношении особенно важна финальная глава романа — «Фаталист», раскрывающая перед нами новые стороны характера героя.
Главы романа расположены не в хронологической последовательности, а сообразно идейному содержанию. Поэтому глава «Фаталист» подводит читателя к окончательным выводам, дает итог всему роману. Читая произведение Лермонтова, мы видим безуспешные порывы к действию Печорина. Он приносит людям одни несчастья, разрушает их жизни, становится топором в руках судьбы. Герой размышляет, почему так получилось, кто или что возложило на него такую неблагодарную миссию, можно ли взять судьбу в свои руки, что-то изменить.
Такими были размышления героя накануне дуэли. Печорин признается, что не угадал своего предназначения, увлекся приманками страстей. Каждое новое усилие героя обрести счастье все дальше отодвигает его от этой цели.
Во многом на Печорина повлияло общественное настроение того времени. Оно вошло в историю как эпоха глубокого сомнения в нравственных ценностях, веры в злой рок, бездействия и скепсиса. В романе мы видим Печорина с позиции природного и социального начала.
Неизбежно возникает вопрос: где же истинный Печорин? Это тот человек, который мыслит, судит, страдает или тот, кто равнодушно причиняет страдания людям, холоден и жесток? Была ли у Печорина возможность разрешить это противоречие, найти выход, изменить свою судьбу? Ответ на этот вопрос дает глава «Фаталист».
Проблема фатума, судьбы решается здесь в форме эксперимента. Во время карточной игры офицеров в казачьей станице между ними возник спор: существует рок или его нет. А если есть судьба, то на что же человеку дан разум? Поручик Вулич предложил Печорину пари.
Образ Вулича является в романе носителем идеи фатума. Печорин же сомневается в том, что судьба влияет на человека. Вулич отстаивает свои убеждения, рискуя жизнью. Он играет в русскую рулетку, достает револьвер и целится в себя. К счастью, выходит осечка.
Вулич остается жить, но Печорин предчувствует его скорую гибель. Происшествие с поручиком заставило героя задуматься. Гуляя по ночной станице, он видит звезды, вспоминает те далекие времена, когда люди верили, что их судьбой управляют боги.
Их представления были во многом наивны, но древние люди жили намного мудрее, чем сейчас. Они были способны на подвиг. Печорин с горечью сознает, что его поколение не оставит после себя значительного следа, сгинет бесследно: «Мы не способны более к великим переживаниям ни для блага человечества, ни ради собственного нашего счастия, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению». До сего времени Печорин имел привычку ничего не отвергать и ничего не принимать на веру. Сейчас он впервые засомневался и на минуту поверил в судьбу.
Случай с Вуличем убедил его в этом. Но вскоре Печорин узнал, что Вулича уже нет в живых. Он трагически и нелепо погиб от топора пьяного казака. Предсказание Печорина о смерти поручика сбылось. События главы развиваются стремительно и принимают совершенно иной оборот.
Казак, убивший Вулича, спрятался в избе с заложником. Все понимали, что убийца обречен, но никто не решался войти и обезвредить его. Сам казак знал, что его судьба решена, но боролся до конца, не покорялся року.
Несколько раз он кричал: «Не покорюсь!». Его неподчинение показывает, что он не верит в проведение, сам управляет своей жизнью. Печорин понял, что ему представилась возможность испытать свою судьбу. Он зашел в избу, где находился казак, действовал расчетливо, быстро. В этот момент проявились лучшие качества натуры героя.
Благодаря им Печорину удалось обезоружить убийцу и остаться невредимым. Как после всего случившегося герою не сделаться фаталистом? Но Печорин любит во всем сомневаться: «Это расположение ума не мешает решительности характера», «герой идет вперед смелее, когда не знает, что его ожидает». Печорин решился вступить в поединок с судьбой, посмотреть, кто окажется победителем, и выиграл. Он впервые сделал попытку повлиять на свою судьбу, действовал осознанно, проявил небывалую активность.
Все же автор оставляет открытым вопрос: есть ли судьба. Ему важно не это. Думаю, что Лермонтов пытался показать нам, что вне зависимости от того, существует судьба или ее нет, человек должен действовать. Ситуация «Фаталиста» показывает, что борьба за свое счастье возможна.
Но Печорин не выходит на рубеж этой борьбы. Он погибает по дороге в Персию. На пути к действию многих передовых людей того времени стояли различные преграды. Они воспринимались как влияние рока. В свете такого общественного настроения активность человека оказывалась бесполезной.
Своим романом Лермонтов пытается преодолеть эту фаталистическую философию, утвердить значимость активности человека. Именно в это заключается философский и общественный смысл романа.
Роль главы «Фаталист» в раскрытии образа Печорина