Роль лирических отступлений А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
В русской классической литературе нет I произведения, равного по богатству тематики пушкинскому роману «Евгений Онегин». На страницах романа поэт не только повествует о судьбе своих героев, но и делится с читателем своими творческими планами, говорит о литературе, театре и музыке, об идеалах и вкусах современников. Он вступает в воображаемую полемику со своими критиками, рассуждает о природе, иронизирует по поводу морали и нравов поместного и светского дворянства. Благодаря лирическим отступлениям сюжет о любви и дружбе вырастает в развернутую картину эпохи, создается целостный образ России. первой трети XIX столетия.
Глазами автора показана в романс картина современной Пушкину русской культуры. В лирических отступлениях первой главы автор говорит о достижениях русского театрального искусства, вспоминает минувшую любовь , дает очерк светских нравов , высказывает свое мнение по поводу привычек светских «львов» . Тема любви, впервые прозвучав в первой главе романа , в дальнейшем неоднократно становится поводом для авторских отступлений.
Комментируя «отповедь», в которой Онегин отверг любовь Татьяны, Пушкин защищает героя от возможных обвинений, подчеркивая, что Онегин «не в первый раз… явил души прямое благородство». Строфы, посвященные любви Ленского к Ольге, окрашены мягкой иронией . Пушкин обращается в романс и к теме дружбы. В конце четвертой главы автор вспоминает беззаботную атмосферу дружеских пирушек. Воспоминание перерастает в шутливый гимн дружбе.
Поэт прибегает здесь к образному параллелизму: как надежный друг лучше ветреной кокетки, так «аи» предпочтительней «бордо». В связи с повествованием о дружбе Онегина и Ленского возникает тема эгоизма, русского «наполеонизма». «Мы все глядим в Наполеоны…» — замечает поэт, подчеркивая, что эгоизм — типичная черта поколения. Художественным открытием Пушкина стали реалистические образы русской природы, которой посвящены многие страницы романа. Автор описывает все времена года, сопровождает пейзажными зарисовками основные события в судьбе героев. Так, сцена письма Татьяны предваряется описанием ночного сада, а завершается картиной сельского утра: Сиянье гаснет.
Там долина Сквозь пар яснеет. Там поток Засеребрился… Автор говорит в романе и о своем личном восприятии природы . Значительная часть авторских отступлений посвящена проблемам русского языка и литературы, теме творчества. Так, в четвертой главе Пушкин ведет воображаемую полемику с — «критиком строгим», который требует от поэзии одической торжественности и призывает поэтов сбросить «элегии венок убогий».
Для Пушкина ода — отживший жанр, но автор противопоставляет себя и современным «поэтам слезным», подражательное творчество которых обращено на завоевание «приятно-томных» красавиц. В лирическом отступлении седьмой главы звучит патриотическая тема, поэт раскрывается здесь как гражданин России, один из ее любящих сынов: Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! На страницах «Евгения Онегина» поэт делится с читателем размышлениями о творческом процессе создания романа.
Он жалуется на трудности, связанные с использованием в литературе иноязычных слов; в конце третьей главы легкомысленно заявляет, прервав повествование, что должен «отдохнуть»; в пятой главе сообщает, что намерен «эту пятую тетрадь / От отступлений очищать», и, наконец, завершая роман, прощается и со своими героями, и с читателем. Подводя итог сказанному, вспомним слова В. Г. Белинского, который писал, что в «Евгении Онегине» отразились «вся жизнь, вся душа, вся любовь» поэта, его «чувства, понятия, идеалы».
Роль лирических отступлений А. С. Пушкина «Евгений Онегин»